На днях специалисты Третьяковской галереи сообщили, что обнаружили под «Черным квадратом» Казимира Малевича еще два рисунка. Художники часто наносили одну картину поверх другой. «РБК Стиль» вспомнил самые известные полотна с «двойным дном».
Пабло Пикассо, «Синяя комната», 1901 год
В моменты вдохновения Пабло Пикассо использовал в качестве холста все, что попадалось под руку, в том числе свои собственные картины. В 2014 году ученые из США объявили, что под полотном «Синяя комната» скрыто еще одно изображение. Впервые предположение относительно этого прозвучало еще в 1954 году. Подтвердить догадку было сложно, пока в девяностых эксперты не начали использовать технологии рентгена для анализа художественных произведений.
«Синяя комната»
Исследование «Синей комнаты» началось в 2008 году. В итоге ученым удалось получить четкое изображение мужчины, опирающегося на украшенную тремя перстнями руку. По одной из версий, это автопортрет Пикассо, по другой — изображение парижского галериста Амброза Вийяра, который впервые выставил полотна Пикассо в 1901 году.
Изображение мужчины, опирающегося на украшенную тремя перстнями руку
в рентгеновских лучах
«Синяя комната» — не единственное «двойное» произведение Пикассо. Ранее «спрятанные» картины удалось выявить под такими шедеврами художника, как «Жизнь» и «Гладильщицы».
Рене Магритт, «Портрет», 1935 год
«Портрет»
В 2013 году исследователи из Университета Антверпена рассказали о результатах рентгеновского анализа картины сюрреалиста Рене Магритта «Портрет». Под ней они обнаружили фрагмент другого, считавшегося утраченным полотна художника — «Зачарованная поза».
По мнению ученых, художник остался недоволен своей работой и «закрыл» ее новым изображением. Сохранилась лишь фотография «Зачарованной позы», на которой видны две идентичные обнаженные женщины с увеличенными глазами, носами и ушами.
«Зачарованная поза»
Ван Гог, «Натюрморт с полевыми цветами и розами», 1887 год
«Натюрморт с полевыми цветами и розами»
Еще с 80-х годов прошлого века принадлежность этой картины кисти Ван Гога вызывала сомнение. Но несмотря на это, голландский Музей Крёллер-Мюллер приобрел полотно. В экспозиции картину сопроводили табличкой, сообщавшей, что работа лишь приписывается Винсенту Ван Гогу и, возможно, принадлежит кисти «неизвестного мастера конца XIX века». Разрешить сомнения удалось уже в XXI веке немецким ученым. В 2012 году при помощи рентгеновского анализа они смогли увидеть изображение двух борцов, написанных под натюрмортом. И, в отличие от букета, их Ван Гог упоминал в одном из писем своему брату Тео.
Картина с борцами
По мнению ученых, голландский художник взял картину с борцами с собой в Париж, когда перебрался к брату. Там он через несколько месяцев написал свой «Натюрморт с полевыми цветами и розами» поверх прежнего полотна. А столь несвойственная Ван Гогу пышность цветов оказалась необходимой, чтобы скрыть борцов.
Леонардо да Винчи, «Мадонна в скалах», 1483-1508 гг.
«Мадонна в скалах»
В 2005 году мир облетело заявление ученых из лондонской Национальной галереи о находке новой работы Леонардо да Винчи. Обнаружить ранее неизвестное изображение художника удалось в процессе рентгеновского изучения картины «Мадонна в скалах», которую мастеру заказали в 1483 году для украшения алтаря собора в Милане. В итоге художник выполнил заказ поверх другого незаконченного эскиза.
Ученые установили, что изначально на холсте да Винчи написал стоящую на коленях женщину с устремленным вниз взглядом и воздетой к небу рукой. По мнению экспертов, художник, возможно, планировал изобразить сюжет преклонения перед младенцем Христом, однако отказался от этой идеи.
Над «Мадонной в скалах» художник работал долго — она украсила алтарь миланской церкви лишь в 1508 году.
Николай Ге, «Что есть истина», 1890 год
В 2011 году научные сотрудники Третьяковской галереи обнаружили пропавшее полотно Николая Ге «Милосердие». Картина, написанная в 1879 году, спустя 10 лет была «записана» другой — «Что есть истина».
О существовании скрытого изображения искусствоведы догадывались давно. На это указывала в своих воспоминаниях и Татьяна Львовна Толстая. «Милосердие» всего однажды было показано публике — на 8-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Полотно подверглось резкой критике, после чего Ге увез его на хутор Ивановский в Черниговской губернии, где он жил. Там картина 10 лет простояла в его мастерской, а после художник создал поверх нее новую работу.
Помимо прохладного отношения к раскритикованному полотну, у Ге был еще один повод закрасить его. Художник никогда не работал на заказ, жил скромно и был вынужден экономить на материалах.