ВЛИЯЕТ ЛИ ИМЯ НА СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА? Комментарий к статье "МОГУТ ЛИ ИМЕНА БЫТЬ "ХОРОШИМИ" И "ПЛОХИМИ"? "

Дикие Хозяйки

Идея о том, что имя может каким-то образом влиять на судьбу человека, откуда ни возьмись, вынырнула в последней четверти XX века. Первой на это обратила внимание Анна Владимировна Суслова, мой друг и соавтор. Она консультировала родителей, колебавшихся в выборе имён для своих детей, в Ленинградском дворце торжественной регистрации рождений "Малютка". Они ждали от имени чего-то необыкновенного, полагали, что с именем сопряжена какая-то тайна, которую непременно следует разгадать, и тогда у их ребёнка будет светлая безоблачная жизнь. И как ни пыталась Анна Владимировна объяснить, что ничего таинственного в имени нет, — они ей не верили. Мифологическое представление о тайной связи именуемого со своим именем существовало в глубочайшей древности. Но уже древние греки сумели разорвать эту мистическую связь. В частности, Демокрит, живший в V—IV веках до н.э. показал, что одно и то же имя даётся разным вещам, что те же вещи можно назвать иначе, что есть вещи, не имеющие имён, и что возможно переименование одной и той же вещи. Слово вещь употребляется у него в широком смысле слова. Это может быть не только любой предмет, но и человек, и географический объект.

На якобы тесной связи "человек — имя" настаивали средневековые колдуны, полагавшие, что, если много раз повторять имя нeдруга со злым умыслом, ему можно навредить, а если слепить из глины куколку, назвать её именем нeдруга, а потом проткнуть булавкой, этим можно его уничтожить.

В магические свойства имени верят эскимосы, занятые тяжёлым морским промыслом. Не умея плавать (а в полярных водах невозможно находиться и чемпиону по плаванию), они отправляются на лодках в длительные путешествия к местам обитания морского зверя. В таких условиях люди становятся суеверными: их нельзя называть по имени. Их истинных имён не знает никто, кроме ближайших родственников, но и те никогда не произносят вслух эти имена, боясь навредить своим близким. В быту мужчин называют обиходными прозвищами, которые даются просто для того, чтобы их как-то обозначать. После женитьбы мать жениха под большим секретом сообщает его истинное имя невестке.

Распространившееся в начале нашей эры христианство в акте крещения устанавливало связь человека с именем его небесного заступника — святого, имя которого он получал. Таким образом, непосредственная связь "человек — имя" оказывалась невозможной. Человек верил в то, что в трудные минуты ему помогает святой, имя которого он носит и нравственным качествам которого старается подражать.

Семьдесят лет гонений на религию в России возродили многие дохристианские суеверия, в том числе и о влиянии имени на судьбу человека. Если примитивный человек давал своему ребёнку охранное имя, дабы уберечь его от злых духов, то современные прорицатели, привлекая достижения разных наук, вплоть до размеров длины световой или звуковой волны, придают своим выдумкам вид новейших достижений. В результате этого в конце XX века в некоторых кругах сложилось отношение к имени как к особой материальной категории, обладающей энергетикой, температурой, цветом и прочими физическими параметрами, чего имя, будучи словом, иметь не может. Так появились сказки о том, что имя влияет на судьбу человека. И чем талантливее автор таких сказок, тем с большими подробностями он их рассказывает.

В подобных псевдонаучных фантазиях наблюдается смешение разных культур: на христианские имена накладываются дохристианские верования Запада и доисламские идеи Востока. В результате выходят книги, провозглашающие тайную власть имени над человеком, делающие из гордого активного строителя жизни пассивную игрушку судьбы. Вред подобных книг очевиден. Но книги красиво оформлены, читаются с интересом. Люди жаждут чего-то сверхъестественного, а услужливые "изобретатели" охотно удовлетворяют их спрос: очеловечивают имена, создают легенды о чертах характера людей с определёнными именами и о том, как складывается их жизнь. Получается, что, если бы человек получил другое имя, у него иначе сложилась бы судьба.

Если бы то, что пишут талантливые сказочники было правдой, вся жизнь человека с определённым именем и отчеством была бы заранее запланированной, независимо от страны, где он живёт, семьи, которая его воспитала, от заложенных в нём генов. Родителям осталось бы только выбирать по списку, какие черты характера хотят они "вручить" своему сыну или дочери, и выбрать такое имя, с которым ребёнок будет добрым или злым, внимательным или легкомысленным. Кроме того, перед родителями встала бы проблема, не сменить ли имя отцу, если человек с именем "А" и отчеством "Б" найдёт более престижную работу, чем человек с именем "А" и отчеством "В".

Почему же эти "сказочники" не думают об особой индивидуальности каждого человека, о его образе мыслей, не похожем на мысли соседа, об особенностях характера, силы воли, о его стремлении к какой-то цели?

Имена без конца повторяются, но как по-разному складывается жизнь людей, носящих одно и то же имя! Сравним судьбы известных людей с именем Михаил. Михаил Кутузов, Михаил Глинка, Михаил Лермонтов, Михаил Садовский, Михаил Ботвинник, Михаил Ульянов... Совершенно разное общественное положение, разные жизненные пути, встречи с непохожими людьми, разные цели в жизни, разные судьбы.

Уральский исследователь имён Александр Константинович Матвеев в 2004 году резко высказался по поводу сказок о том, что имя определяет судьбу человека: "Современный человек лишён предрассудков... Но вот парадокс — магия имён продолжает жить. Более того, во времена культурной деградации она получает широкое распространение в паранаучной форме... Ведь то, что можно простить наивному дикарю или суеверному средневековому крестьянину, которые давали своему потомству разного рода профилактические имена, в наше время следует квалифицировать только как шарлатанство или глубочайшее заблуждение".

Имя человека не составляет той логической основы, на которой можно построить класс вещей. Нет и не может быть класса Иванов, Петров, Сидоров или класса Ивановых, Петровых, Сидоровых. Ещё за четыре столетия до нашей эры древнегреческий философ Платон писал: "Знание имени есть наинизшая ступень познания, ниже, чем представление телесного образа вещи" (Письмо VII). Иными словами: знать только имя — это ничего не знать об именуемом. Имя — слово, достаточно абстрактное, так как же можно говорить о его цвете, температуре и прочих физических качествах?

Прагматичные американцы говорят об отрицательном влиянии имени на судьбу человека совершенно в другом плане. Они придают большое значение тому, чтобы человеку его имя нравилось, и считают, что, если имя слишком вычурное, необыкновенное и люди без конца спрашивают человека, почему его так назвали, это на пять лет сокращает его жизнь.

Наскоро состряпанные псевдонаучные работы касаются в наши дни не только имён. Они появляются во многих других областях знания. Талантливые "изобретатели" опошляют наше духовное наследие, дополняя взятую из научных источников правду наскоро придуманной антинаучной кривдой. Гипотезы, к которым исследователи шли годами, они выдают за истину в последней инстанции. Манипулируя непроверенными данными, они спекулируют на науке.

разместил(а)  Симакова Анастасия


Коментарии

MarinaRamina Санкт-петербург Не имя красит человека, а человек имя, главное что б были правильные ассоциации и не было привязок к чужим судьбам

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: