Анатолий Александрович Алябьев – "русский Шуберт"

(Мир прекрасного)
(Мир прекрасного)

Знаменитый «Соловей» Алябьева уже много лет радует и будет радовать слушателей, равно как и другие вокальные произведения, прославившие композитора. Но немногие знают, какой насыщенной событиям и непростой была его жизнь.Анатолий Александрович Алябьев родился 4(15) августа 1787 года в Тобольске. Его отец, тобольский губернатор, обеспечил наследнику отличное домашнее воспитание. Предполагают, что музыке Алябьев учился у знаменитого Джона Филда. Уже в 1810 году были опубликованы первые музыкальные сочинения Алябьева, которые не были обойдены вниманием публики.

В 1812–1814 композитор вступил добровольцем в гусарский полк и участвовал в Отечественной войне и в заграничных походах русской армии. Алябьев был смел и даже безрассуден. В войну он был ранен и награжден орденами за боевые заслуги.

После войны композитор переехал в Петербург, но в 1823 вернулся в Москву, где занялся музыкой и очень быстро приобрел славу певца-тенора и пианиста. На открытие здания Большого театра (6 января 1825) написал (совместно с другими авторами) музыку к прологу Торжество муз. В Большом театре были поставлены его комическая опера «Лунная ночь, или Домовые», водевиль «Деревенский философ», комический балет «Волшебный барабан».

Точно неизвестно, но еще до 1095 года на одном из балов Алябьев встретил Екатерину Александровну Римскую-Корсакову, влюбился в нее и начал ухаживать. Она ответила композитору взаимностью, но тут вмешалась судьба.

В 1925 году Алябьев был арестован. Его обвиняли в нанесении побоев помещику Времеву у себя в доме во время азартной карточной игры, после чего через три дня Времев скоропостижно скончался - по заключению врачей, от насильственного разрыва селезенки.

Хотя на суде не было доказано, что смерть Времева наступила от побоев, но факт азартной карточной игры и нанесения Времеву побоев был установлен, поэтому по решению суда 1 декабря 1827 года Алябьев был лишен чинов, орденов, дворянства и некоторых прав и сослан на житье в Тобольск. А Екатерину Николаевну спешно выдали замуж за полковника Офросимова.

В ссылке Алябьев занялся сочинением военной и церковной музыки. В 1825 году была поставлена опера-водевиль А. И. Писарева, «Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки», с музыкой, написанной Алябьевым в сотрудничестве с Верстовским и Шольцем. За Тобольском последовал Оренбург, потом Кавказ, где были написаны оперы "Аммалат-Бек" и "Кавказский пленник".

На Кавказе Александр вновь встретился с Екатериной и их прежний роман вспыхнул с особой силой. В 1840-м Александр Алябьев и овдовевшая к тому времени Екатерина Офросимова обвенчались, и Алябьев переехал к жене на Новинский бульвар. Оттуда он ходил в храм Девяти Мучеников по Большому Девятинскому переулку. Там, 24 апреля 1842 года, живший в столице полулегально Алябьев получил высочайшее предписание выехать в Коломну.

6 апреля 1843 года Екатерина Александровна подала князю Голицыну письменную просьбу восстановить ее мужа на службе и разрешить ему жить в столицах. Просьбу удовлетворили в июне, и 17 июля того же года Алябьев официально вернулся в Москву в дом № 7 по Новинскому бульвару.

Возвратившись в Москву, Алябьев продолжал пользоваться большой известностью. К нему нередко обращались с просьбами принять участие в благотворительном вечере или написать по какому-нибудь случаю романс или хор.

22 февраля 1851 года Алябьев скончался. Автор множества романсов и водевилей был похоронен вместе с двоюродным братом, скончавшимся два дня спустя, в Симоновом монастыре. В 1853 под церковью близ северной ограды по воле Екатерины Алябьевой устроили усыпальницу и до самой смерти Екатерины Александровны в церкви служились ежедневные молебны. После ее смерти, ежедневные службы заказывала воспитанница Екатерины Александровны, Леонилла Пассек-Сорокина.

Яркая фигура Алябьева многократно запечатлена в воспоминаниях современников и в художественных произведениях, в том числе в романе А.Ф.Писемского «Масоны».

Наследие Алябьева велико по объему и разносторонне. Центральное место в нем занимает вокальная лирика – более 180 романсов и песен, некоторые из которых стали классическими (прежде всего, «Соловей», по некоторым источникам, сочиненный во время заключения в крепости в 1827).

Среди камерно-инструментальных сочинений Алябьева – квинтеты, квартеты, трио, сонаты, вариации и т.д. Перу Алябьева принадлежит пять одночастных симфоний, ряд концертных увертюр, произведений для солирующих инструментов с оркестром, танцевальных сюит и т.д. Алябьев написал шесть опер, из которых полностью завершены три, а поставлена только Лунная ночь, балет, музыку к двадцати водевилям, в том числе десять опер-водевилей, сценическую кантату, музыку к драматическим спектаклям (трагедиям, комедиям, драмам, в том числе к московской премьере Русалки Пушкина, к Буре и Виндзорским проказницам Шекспира и т.д.).

Алябьев составил, аранжировал и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий – как русских и украинских, так и кавказских, татарских, среднеазиатских. Автор духовной музыки – более 100 произведений, среди которых выделяется масштабная Литургия концертного типа. Но все же именно песни и романсы принесли Алябьеву славу «русского Шуберта».

разместил(а)  Филимонова Дарья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: