А началось всё с того, что весной 1749 года Мартин Свенсон, известный в Стокгольме учитель музыки, стал свидетелем загадочного явления.В недавно приобретённом заграничном музыкальном инструменте (новейшем в своём роде, под названием «рояль») после ухода ученика вдруг сам собой прозвучал аккорд. Сперва маэстро не придал этому значения. Однако после другого ученика (такого же бездарного) - снова прозвучал аккорд.
Мартин Свенсон мечтал о талантливом ученике. С грустью он обнаружил такую закономерность. Лет десять назад, когда он ещё был, не столь известен и брал за уроки недорого, круг учеников был широк. Теперь, когда он стал модным, то не мог позволить себе ученика, не принадлежащего светскому обществу - прежде всего потому, что это, как говорится, «нанесло бы урон престижу богатых семей».
Круг учеников, для которых оставались доступными его уроки, сужался. Зато он мог позволить себе купить инструмент «рояль». Теперь в Стокгольме их стало три - один уже был в филармонии, другой во дворце. В высшем свете только и говорили о появлении третьего инструмента... «На рояле, наконец, Сельма раскроет талант, который она не могла проявить на других инструментах. За деньги, которые мы теперь платим маэстро, Сельма, несомненно, обнаружит его!»
И теперь таланты обнаруживали и Сельма, которой медведь на ухо наступил, и «тупица Троппе», и Густав, и Карл, и прочие разные шведы
за деньги, которые платили маэстро, он обнаружил бы музыкальные способности и у медведя.
Но вот в рояле сами собой звучали аккорды. «Не случилось ли чего-нибудь с дорогим инструментом?» Опять, к ужасу маэстро, прямо на глазах вдавились несколько клавиш. «Не случилось ли чего, старина Мартин, с тобой?»
Однако через день, когда окончился урок, на котором он проверял слух у дочери королевского ювелира - тоже испытав нечто подобное ужасу - опять раздался аккорд... И даже как-то настоятельно, словно бы подзывая «старину Мартина». Звуковая галлюцинация? Но неужели и движение клавиш только мерещилось? И Свенсон склонился над пустым местом перед клавишами...
Вскоре он убедился, что место было очень даже не пустое! «Да ты только погляди, какая странность, дружище Мартин! Может быть, ты и не спятил? Они в реальности - вдавливаются сами собой!»
И вот в реальности талантливый ученик с безукоризненным слухом, которого Свенсон так долго ждал, оказался воображаемым. Оно и понятно: бездарных-то ему и так хватало. «И вообще, в конце концов, у всех свои странности».
И этот «ученик» стал как бы настолько реальным, что иногда даже «прогуливал»
и тогда на следующем уроке Свенсон по учительской привычке ворчал: «Конечно, дело ваше, молодой человек, но если хотите, чтобы из вас вышел толк, извольте не манкировать...» А толк был!
Учитель обучал технике, но вскоре уже проявилось и мастерство. В воспроизводимых клавишами импровизациях слышалась вполне самостоятельная манера! Какая-то звучащая незримость, вызванная мечтой о настоящем ученике, проявляла способности, которыми не обладал и Свенсон.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Эмануэль Сведенборг (1688-1772 гг.) приобрёл известность трудами по математике и астрономии, но с некоторых пор его посещали видения, восприятию которых он и посвятил себя. Научный мир от него отвернулся, зато своими работами (посвященными «восхождению в духовный план», где он созерцал души ещё не родившихся) Сведенборг стал известен всему остальному миру. Нынче принято считать, что в работах о «духовном плане» он далеко опередил своё время. В 1810 году, после смерти, было даже учреждено Общество, целью которого стала публикация его трудов о «восхождении», а также дневников, куда он внёс и беседу с Мартином Свенсоном. В начале 1750 года маэстро встретился с ним и выслушал его особое мнение...
...Бывает преддверие - появлению в «реальном мире» одарённого человека. В «тонком мире» формируется фантом, который, опережая рождение, уже присутствует в нашем мире и готовится к своему проявлению в физическом плане. Вундеркинд, всё схватывающий на лету, лишь «вспоминает» в сущности, опыт, полученный ещё в фантомном состоянии.
Возможно, размышлял Сведенборг, есть в такой подготовке и необходимость для раннего раскрытия в тех случаях, когда физическому воплощению суждена короткая жизнь. Истории неизвестен раскрывшийся рано талант, который прожил бы долгую жизнь.
Сведенборг посоветовал маэстро беречь «ученика», так как, возможно, это - ещё не рождённый гений, в котором Свенсону посчастливилось принять участие. А когда и где он будет рождён, разумеется, неизвестно
может быть - и через сто лет
но вложенное в такого «ученика» - отзовётся, и пусть за него платят - и Сельма, и «тупица Троппе», и Густав...
«...И уж тем более, богатый идиот, Карл! А вы занимайтесь с фантомом».
Собственно, маэстро так и делал
«СЛУЧАЙ СВЕНСОНА»
Слухи распространялись... Свенсон задерживался в кабинете, ссылаясь на то, что не может прервать урок. Раздавались звуки рояля, и маэстро давал наставления... Однако оказывалось, что ученика в кабинете - нет, хотя никто и не выходил. Предположили, было, что маэстро, возможно, обучает любимчика-простолюдина, которого выпускает в другую дверь. Но и другой двери не было!
Всё ли в порядке у Свенсона с головой? Это и взялся проверить медик Альвинг Петерсон, и, вызвав на откровение учителя, он узнал о «воображаемом ученике»... Его впечатлило и упоминание о Сведенборге, который к тому времени уже имел репутацию сумасшедшего.
Много позже, после смерти маэстро, записи Альвинга Петерсона вошли в его монографию как пример душевного расстройства, названный «Случай Свенсона». Публикация даёт возможность отнестись вполне серьёзно к загадочному явлению, поскольку записи Сведенборга могли бы вызвать сомнения.
Занятия с воображаемым учеником продолжались два года - пока Свенсон не счёл, что учить больше нечему, столь виртуозно и уже в сложившейся неповторимой манере звучали импровизации. Тем не менее, маэстро огорчился, когда «ученик» перестал его посещать. Зато Свенсон порадовал доктора. «Слава богу, пациент пошёл на поправку!»
А в 1756 году родился Вольфганг Амадей Моцарт. Через десять лет Свенсон посетил в Вене один из первых его концертов и был потрясён, узнав манеру...
Потрясение было столь велико, что, возможно, и в самом деле, пошатнуло рассудок. Во всяком случае, это подозревали - когда маэстро заверял, что обучал и Моцарта.