Мы привыкли к сообщениям, что последние в мире людоеды спокойно доживают свои денечки в дебрях Бразилии, на островах Тихого океана или в Новой Гвинее. Многим кажется, что именно этими районами на Земле всегда и ограничивалось распространение каннибализма, однако это далеко не так…
Свои каннибальские наклонности дикари объясняли довольно просто. Во-первых, говорили они, чем больше врагов будет убито и съедено кем-то в этой жизни, тем меньше их будет в жизни будущей. Здесь явно прослеживается определенная вера в загробную жизнь.
Во-вторых, считалось, что, съедая врага, воины приобретают те или иные его качества. Если враг был доблестным воином, тем лучше, каннибалам переходила часть его силы и храбрости.
В-третьих, голова врага была просто необходима для церемонии посвящения мальчика в мужчину, без ее наличия он просто не мог жениться.
В-четвертых, у некоторых племен существовал обычай поедать труп приговоренных к смертной казни соплеменников, чтобы их злой дух не мог навредить живым. Поедали и трупы умерших стариков, это считалось проявлением симпатии к покойному… Каннибалы верили, что таким образом они наследуют лучшие качества своих умерших родственников.
Съел врага и стал сильнее
По последним данным археологов, в древние времена людоеды обитали практически повсеместно, даже на современных территориях США, Шотландии, Швейцарии, Австрии и Франции. Единственным оправданием для наших далеких предков-каннибалов может служить лишь то, что людоедством они занимались в основном не из-за голода, а из-за своих примитивных мистических представлений об окружающем мире.
Скорее всего, ученые совсем мало бы узнали о каннибализме и его причинах, если бы на Земле не сохранились до середины ХХ века районы, где исследователям удалось пообщаться с самыми настоящими людоедами. «Путешествием в каменный век» назвал свою книгу отважный датский писатель и путешественник Арне Фальк-Ренне, который в 50—60-е годы совершил несколько поездок в Новую Гвинею.
Датскому путешественнику пришлось испытать немало рискованных приключений. Иногда с ним происходили и довольно курьезные случаи. Так, чтобы пообщаться с племенем асматов, представители которого считают себя единственными настоящими людьми на Земле, Арне пришлось пройти довольно оригинальную церемонию йеу — проползти между ног женщин всего племени… Лишь после этого считалось, что он более-менее приблизится к статусу настоящего человека и мужчинам племени с ним можно будет побеседовать.
Как назло, женщины асматов были коренастыми и низкорослыми, а весь путь между их ног до мужского дома, главного ритуального центра племени, пролегал по сплошному месиву из глины и вонючей грязи… К чести исследователя он достойно справился с выпавшим на его долю испытанием.
Что же находилось в мужском доме асматов, куда детям и женщинам вход был категорически запрещен? Фальк-Ренне не удалось увидеть в мужском доме той экзотики, которую наблюдал в начале ХХ века другой путешественник — Франк Гэрли, все-таки цивилизация наложила свой отпечаток и на это племя. Теперь асматы не выставляют напоказ свои страшные реликвии.
В 20-е же годы Франк Гэрли еще на подходе к деревне увидел небольшие группы черепов, насаженных на колья. «Эти довольно страшного вида реликвии были с большим вкусом убраны густыми рядами пальмовых листьев, края которых были загнуты в виде раковин улиток, поэтому листья непрерывно шелестели, даже при легком ветерке. Черепа были украшены чрезвычайно длинными носами, напоминающими большие хоботы и клювы. Впадины глаз были замазаны глиной, а зрачки сделаны из маленьких красных зернышек. «Щеки» были намазаны румянами. Издали создавалось жуткое впечатление ряда мервых лиц, скалящих зубы».
В мужском же доме исследователь заметил по бокам первого помещения небольшие каморки, в каждой из которых была своя клеть с черепами и изображениями духов предков, эти небольшие помещения принадлежали воинам племени. В самой же большой комнате дома находились вдоль стен огромные клети с черепами и гигантские маски «кайва-ку-ку».
Гэрли удалось выяснить, что черепа принадлежали убитым и съеденным врагам. В зависисмости от количества захваченных в битвах черепов определялось положение и ранг воина в племени, соответственно и место в мужском доме ему отводилось согласно его достоинству и рангу. «Нечего и говорить, — пишет Франк Гэрли, — что с общечеловеческой точки зрения трудно себе представить что-либо более отвратительное и отталкивающее, чем эти трофеи охотников за черепами».
Когда асматы отделяли у жертв голову, ее старались отрезать с шеи как можно ниже
Свои каннибальские наклонности дикари объясняли довольно просто. Во-первых, говорили они, чем больше врагов будет убито и съедено кем-то в этой жизни, тем меньше их будет в жизни будущей. Здесь явно прослеживается определенная вера в загробную жизнь.
Во-вторых, считалось, что, съедая врага, воины приобретают те или иные его качества. Если враг был доблестным воином, тем лучше, каннибалам переходила часть его силы и храбрости.
В-третьих, голова врага была просто необходима для церемонии посвящения мальчика в мужчину, без ее наличия он просто не мог жениться.
В-четвертых, у некоторых племен существовал обычай поедать труп приговоренных к смертной казни соплеменников, чтобы их злой дух не мог навредить живым. Поедали и трупы умерших стариков, это считалось проявлением симпатии к покойному… Каннибалы верили, что таким образом они наследуют лучшие качества своих умерших родственников.
Многие исследователи полагают, что именно вера каннибалов в передачу племени могущества съеденного ими человека является разгадкой тайны исчезновения в джунглях Новой Гвинеи в 1961 году Майкла Рокфеллера, сына Нельсона Рокфеллера, губернатора штата Нью-Йорк. Он возглавлял этнографическую экспедицию и очень щедро вознаграждал воинов-асматов за куши — разукрашенные человеческие черепа и прочие реликвии их племени. Это принесло Майклу среди дикарей славу очень могущественного человека. Считается, что асматы не устояли перед искушением украсить головой могущественного белого свой мужской дом, надеясь приобрести таким образом часть его силы.
Схожие с племенами Новой Гвинеи мистические представления, ведущие к употреблению человеческой плоти, бытовали у людоедов и в других районах планеты. Так, некоторые племена в дебрях Амазонки вываривали трупы умерших родственников до углевидной массы, ее потом растирали в порошок, который подмешивали в напитки, которые выпивали. Считалось, что при этом все лучшие качества умершего передавались племени. В Венесуэле индейцы из трупов приготовляли магический напиток, который местные колдуны использовали для лечения больных. На острове Борнео дайяки поедали сердца своих врагов, чтобы стать более храбрыми и мужественными. Племя мамбилов в Нигерии еще в начале ХХ века вовсю занималось каннибализмом. Некоторые африканские знахари готовили свои магические снадобья из человеческой плоти.
Лекарство из… черепов
Осуждая каннибализм среди дикарских племен, не следует забывать, что еще в средние века в Европе человеческий череп считался важной составной частью во многих лекарственных магических средствах. Так, в Англии большой популярностью пользовался эликсир «Дух человеческого черепа». Его готовили из черепов казненных преступников… Аптекари даже заключали специальные договора на поставку необходимого сырья с палачами… Интересно, что даже английский король Карл II верил в действенность этого эликсира и применял при болезни спиртовой настой костяных стружек черепа.
Средневековые маги считали, что в черепе человека сосредоточено все его могущество, поэтому использовали его как необходимый компонент для своих лекарств. Даже в XIX веке в Ирландии многие зарабатывали себе на пропитание, раскапывая могилы и продавая черепа знахарям. Особым спросом пользовались старые черепа с лишаями на поверхности. Стружки с таких черепов продавались повсюду и пользовались большим спросом, так как население считало их чудодейственным средством от многих болезней.
Как после этого не вспомнить особую любовь к человеческим черепам у диких племен каннибалов! Скорее всего, и у средневековых магов Европы, и у потребителей их «чудодейственного» зелья из черепов в генетической памяти еще оставались воспоминания о далеком каннибальском прошлом.