Говорят, что былая слава Больших Бульваров уже прошла. Но, оказавшись на Бульварах, поверить в это невозможно. Жизнь бурлит, кафе переполнены, лавчонки в пассажах привлекают покупателей и туристов. Остались прежними и театры. Премьера следует за премьерой, во всех театральных залах на Бульварах постоянный аншлаг.Первый театр - труппа Королевских танцоров (театр Николле) появился на Больших бульварах в 1750 году, спустя двадцать лет по соседству открылся театр Амбигю-Комик, а чуть позже на бульварах был уже десяток самых разных театров. Дешевые цены на билеты, разнообразие постановок и часто меняющийся репертуар - вот главные составляющие их успеха. Публику попроще развлекали с утра до ночи дешевые балаганы, буффонады, цирк.
Бульвары привлекали к себе весь Париж - от сапожника до принцев крови. Первые стремились в балаганы Бульвара Тампль, вторые предпочитали театры на Бульваре Итальянцев.
Главные же театры Бульваров, которые обрели мировую славу, открылись в начале XIX века: Варьете и Театр Порт-Сен-Мартен. С приходом в литературу Виктора Гюго, Александра Дюма, Альфреда де Виньи, Жорж Санд изменилась французская драматургия. Романтизм пришел на смену дешевым и порой вульгарным мелодрамам, состовлявшим главный репертуар бульварных театров. С наступлением эпохи романтизма театральная жизнь на Бульварах достигла высот настоящего искусства.
Театр “Варьете”, возглавляемый мадмуазель Монтансье, был изгнан Наполеоном из Королевского дворца. Считалось, что Французской Комедии с ее классическим репертуаром не пристало соседство с труппой, представлявшей “вульгарные водевили”.
Архитектор Селлерье построил для труппы “Варьете” здание в царившем тогда повсюду стиле греческого храма. Узкий фасад с дорическими и ионическими колоннами, треугольным фронтоном по сей день украшает бульвар Монмартр.
Во времена второй Империи “Варьете” прославился своими балами-маскарадами. Сюда устремлялась толпа, состоявшая из пролетариев, шлюх, студентов и популярных актрис. Здесь, в зале “Варьете”, когда за его стенами бушевала эпидемия холеры, в 1832 году впервые станцевали канкан. Этот танец вызвал такой скандал, что не обошлось без вмешательства полиции.
Распорядителем балов-оргий в “Варьете” был Мюзар, скрипач, дирижер, автор танцевальных мелодий, придумавший давать концерты под открытым небом. С его именем связана вся развлекательная жизнь Парижа 30-х годов XIX века.
На смену Мюзару пришли оперетты Оффенбаха. Считается, что этот легкий музыкальный жанр тоже родился на бульварах в 1854 году. На сцене в “Прекрасной Елене”, “Великой герцогине Герльштейнской” царила Гортензия Шнайдер, любимица Оффенбаха. Театр “Варьете” она называла своим театром
Театр “Порт-Сен-Мартен” открылся в 1814 году. Он занял здание, построенное Ленуаром в 1781 году всего за 75 дней. Здание предназначалось для Французской Оперы, чей зал был до тла сожжен пожаром. Театр “Порт-Сен-Мартен” стал главным театром Бульваров. Благодаря своему местоположению, он явился связующим звеном между элегантной частью Больших Бульваров и той, не существующей теперь, ее частью, которую называли “Бульваром Преступлений”, где царила мелодрама для “простолюдинов”.
Именно в этом театре впервые была поставлена пьеса Дюма “Антони”, принесшая ему громкую славу и сделавшая его самым почитаемым драматургом своего времени. Благодаря этому спектаклю, который выдержал сто тридцать представлений, светская публика впервые перешагнула порог театра “Порт-Сен-Мартен”.
Следующую пьесу Дюма “Нельская Башня” ждал в этом театре такой же триумф. После успеха Дюма его друзья Виктор Гюго, Альфред де Виньи изменили свое мнение о театре Бульваров и разрешили ставить свои пьесы в театре “Порт-Сен-Мартен”, а не только во Французской Комедии.
Все крупнейшие актеры играли на его сцене: Мари Дорваль в “Марион Делорм” Альфреда де Виньи, Сара Бернар, Фредерик Леметр, которого обессмертил Марсель Карне в фильме “Дети райка”. В дни Парижской Коммунны театр сгорел и был отстроен заново в 1873 году. Теперь его вход украшают два гигантских атланта.
Бок о бок с театром “Порт-Сен-Мартен” расположен театр “Ренессанс”. Он появился на развалинах сожженного коммунарами ресторана. Театр, построенный в 1872 году, стал типичным примером архитектурного стиля Второй Империи: античный фасад, кариатиды, богатый орнамент, херувимы, огромные окна - главное, чтобы все было ярко и бросалось в глаза. Проект создали архитектор Лаланд и скульптор Альбер Каррье-Беллез.
Успех театра составили оперетты Оффенбаха и его главного конкурента Шарля Лекока, комедии Лабиша и Фейдо. С 1893 году театром руководила недолгое время Сара Бернар, где играла главные роли в пьесах Октава Мирбо и Ростана. Она первая открыла моравского художника Альфреда Муху и заказала ему афиши для своих спектаклей.
Театр “Жимназ” - еще один театр, без которого невозможно представить Париж. Он существует на Бульваре Бонн-Нувель с 1820 года и был задуман как ученический театр, где студенты консерватории могли бы играть перед публикой в одноактных пьесах. Но вскоре “Жимназ” превратился в настоящий театр, открывший новый жанр комедии-водевиля. Его создателем был Эжен Скриб, который написал для “Жимназ” 182 пьесы.
Уже в тридцатые годы XIX столетия он пользовался огромным успехом, его взяла под свое покровительство герцогиня Беррийская. По этому случаю “Жимназ” был переименован в Театр Его Высочества. Герцогиня постоянно посещала его, благодаря чему “Жимназ” стал неизменным местом встреч светской публики. Ведущей актрисой театра была Виржини Дежазе, сыгравшая в “Жимназ” 73 роли, главным образом травести и субреток. Об этом театре Стендаль написал: “Театр “Жимназ” единственное место, где можно увидеть современную комедию”. А в 1869 году неподалеку, на углу бульвара Капуцинок и улицы Шоссе Дантен, открылся театр, который стал называться театром “Водевиль”.
В 1847 году Александр Дюма открыл на Бульваре Тампль свой собственный “Исторический театр”. Теофилю Готье очень понравилось здание, созданное архитектором Сешаном. “Только подчеркивая целевое назначение здания, - писал Готье, - и максимально используя полезные элементы, современная архитектура найдет те новые формы, которые она тщетно ищет”. Чтобы попасть на первое представление “Королевы Марго”, зрители занимали очередь еще с ночи. Но театр долго не просуществовал и вскоре был конфискован за долги.
На Бульварах же появились и первые мюзик-холлы “Фоли-Бержер” и “Олимпия”. Последняя со временем превратилась в самый престижный концертный зал Парижа. Антрепренер Брюно Кокатрикс в 1954 году купил пришедший в полный упадок зал, превратив его в храм французского шансона. На сцене “Олимпии” выступали и Эдит Пиаф, и Ив Монтан, и Жильбер Беко, и Шарль Трене - перечислить всех невозможно.
Но, конечно, главным событием в жизни Больших Бульваров стало открытие в 1875 году здания Парижской оперы. Этот театр изменил не только их облик, но и облик всего города.