Предпраздничный шопинг в поисках подарков - это немалые и не всегда оправданные траты. Мы покупаем одно, хотя планировали совершенно другое, соблазняемся на акции и распродажи, выходим за пределы «подарочного» бюджета... Специалист по поведению потребителей, психолог и профессор философии Кит Ярроу делится в разгар покупательского бума парой финансово-психологических секретов и хитростей.
Кредитку в сторону
Даже ради новогодних и рождественских подарков не стоит влезать в долги. Осознание задолженности - это ежедневный стресс, и совершенно точно: ваши близкие, коллеги и друзья скорее предпочтут видеть вас в хорошем расположении духа, а не получить дорогой подарок.
Не отвлекайтесь
Фокусируйтесь на сути подарка и на том, что вы изначально планировали приобрести, а не на соблазнительных этикетках с «особыми предложениями». Цель любых акций - немного сбить вас с толку и вызвать ощущение того, что, не приобретая данный товар, вы что-то безвозвратно упускаете. С другой стороны, промо-акции ставят своей целью заставить покупателя почувствовать себя особенным, избранным: мысль о том, что удалось купить что-либо по удачной цене, греет душу. Все вместе вызывает эффект дезориентации и заставляет забыть, что именно планировалось приобрести.
Список начинающего Деда Мороза
Составьте список подарков. Это немного по «дед-морозовски», зато работает: уменьшает вероятность что-либо забыть и держит вас в рамках заранее предусмотренного бюджета.
Чек пригодится
Сохраняйте чек. Разумеется, все воспитанные люди знают, что прилагать его к подарку не комильфо, но если вещь окажется бракованной еще до того, как вы ее вручите, можно будет совершить обмен или сдать ее.
Дальние родственники
Если ваши друзья - «дальние» в прямом смысле этого слова, то есть живут в других городах, можно выбрать для них подарки в интернет-магазинах, которые занимаются доставкой в данные регионы. Обычно цены доставки в таких магазинах ниже, чем доставка курьерской службой, да и процедура займет меньше времени.
Мелочи - это не мелочи
Осторожнее с покупкой «милых мелочей» для знакомых. По крайней мере, надо обязательно учитывать их при составлении списка, потому что общая стоимость фигурок, открыток и свечей порой не поддается исчислению.
Кадры решают все
Попробуйте развить дружелюбные отношения с консультантами в ваших любимых магазинах. Всегда расспрашивайте их о грядущих распродажах и акциях, спросите, могут ли они сообщить вам об их начале. Вряд ли это сработает в переполненных торговых центрах сегмента масс-маркет, но может оказаться уместным в бутиках, концепт-сторах, бьюти-корнерах. Цель «дружбы», разумеется, полезная информация из первых рук, а может быть, скидки и подарки.
Не все в сравненье познается
Всегда хочется сравнить цены - благо с помощью Интернета это вполне возможно. Но стоит учитывать еще и такие факторы, как удаленность магазина: если товар с соблазнительной ценой находится в другом конце города, вы потеряете много времени, добираясь до него, а ведь время это тоже ресурс.
Удачных покупок!