Александр Александрович Кедринский впервые побывал в царскосельском Летнем дворце в 1938 году, будучи еще студентом-искусствоведом. Он переходил из зала в зал и дивился искусству мастеров, создавших столь великолепные интерьеры. Но ничто не могло сравниться с Янтарной комнатой.
Вообразите огромный зал площадью 96 квадратных метров с восьмиметровыми потолками и стенами, облицованными искусно вырезанными и тщательно подобранными друг к другу сотнями тысяч пластинок янтаря, составленных в панно с вкраплениями кусочков мрамора и полудрагоценных камней: кварца, нефрита, оникса, яшмы, лазурита, агата. И всю эту роскошь подчеркивают зеркальные пилястры, канделябры и позолоченные украшения.
В стены были вделаны четыре флорентийские мозаики тончайшей работы, символизировавшие пять чувств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние
они купались в теплом медовом сиянии 250 свечей. Ценительница прекрасного Екатерина Великая считала этот зал самым драгоценным своим сокровищем.
С восхищением разглядывая убранство Янтарной комнаты, Кедринский и подумать не мог о страшном бедствии, которому предстояло соединить его судьбу с этим чудесным сплавом искусства и архитектуры, — а до второй Мировой войны уже было рукой подать.
Когда Германия вторглась в Советский Союз, «посланники» фюрера начали грабить художественные ценности и переправлять их в Третий рейх. Янтарная комната вызвала особый интерес из-за своего немецкого происхождения.
Созданная по заказу прусского императора Фридриха I для его дворца, она была перевезена в Россию, когда сын и наследник Фридриха, Фридрих Вильгельм I, подарил ее царю Петру Великому.
Дочь Петра, Елизавета Петровна, изрядно увеличив размеры подарка, поместила его в новый Летний дворец. Императрица добавила свой янтарь вкупе с картинами, пилястрами, зеркалами и мозаиками и увеличила комнату втрое, превратив прусскую бабочку в роскошного русского павлина.
В сентябре 1941 года части фашистской армии вошли в Царское Село. Шедевр был разобран на кусочки и отправлен в Кенигсберг. Янтарем украсили стены Кенигсбергского замка, однако вскоре военная удача изменила нацистам. Когда Советская Армия освободила Кенигсберг, стены замка были голы. Янтарная комната исчезла.
Когда Кедринский в 1944 году снова вернулся в Царское Село, на месте дворца он увидел развалины - Янтарной комнаты как не бывало. Теперь Кедринский знал, что станет делом его жизни. С 1957 года он занимается восстановлением дворца. Он работает и теперь, в возрасте 85 лет. «Я был архитектором, — говорит он. — Но жизнь сделала из меня реставратора».
Я нашел Кедринского у чертежного стола в пыльном флигеле восстановленного дворца. Это человек серьезный и деловой, с голубыми глазами и седыми с желтоватым отливом волосами. Акварельный рисунок, над которым он работает, — декоративный пилястр для одного из закоулков его «владений» — безупречно точен.
При Кедринском Летний дворец чудесным образом преобразился. Теперь его фасад сияет оттенками кремово-белого, светло-голубого и царственного золота, внутренние покои с их натертым паркетом — образец изысканности.
Однако все первые годы реставрации один вопрос занимал умы тех, кто работал над грандиозным проектом: что случилось с Янтарной комнатой?
После окончания войны появилось бесчисленное количество гипотез о ее местонахождении, сотни раз ее пытались разыскать. Даже сейчас не проходит и года, чтобы не было отдано распоряжение выкачать воду из какой-нибудь старой чешской шахты или послать водолазов обшаривать дно Балтийского моря. Но комнату так и не удалось найти.
Кедринский не представлял себе королевский дворец без самого знаменитого из его сокровищ. Наконец, в 1979 году было принято решение воссоздать Янтарную комнату. Все предстояло осваивать с нуля, ведь искусство обработки янтаря с XVIII века было почти забыто, да к тому же не было достоверной информации о том, как выглядела Янтарная комната. Несколько сохранившихся черно-белых фотографий не давали представления о едва уловимых цветовых переходах, благодаря которым комната приобретала свой удивительный облик драгоценного камня.
К счастью, Кедринский вспомнил, что как-то слышал о невиданной по тем временам серии цветных фотопластинок, сделанных еще до революции придворным фотографом царя Николая. Фотограф умер, но удача все-таки улыбнулась Кедринскому. Ему удалось разыскать жену фотографа в Ленинграде, и, к его большой радости, у нее сохранились две стеклянные пластинки, покрытые слоем эмульсии
на одной из них была запечатлена Янтарная комната во всем своем великолепии!
Кедринский с помощниками кропотливо воспроизвели на бумаге каждый ромбовидный кусочек янтаря в натуральную величину, затем вылепили их из глины и отлили из гипса. Имея в распоряжении полномасштабную модель, резчики теперь могли приступить к обработке янтаря.
Одна за другой янтарные пластинки покидали мастерскую, готовые к окраске. В XVIII веке мастера знали, как придать янтарю тот или иной оттенок, Кедринский должен был извлечь их секреты из небытия.
Изучая архивы, он обнаружил перечень того, что мастера заказывали для работы над Янтарной комнатой: огнеупорные паровые котлы для нагревания янтаря
природные красители, масла и эссенции
овощные экстракты и даже козий жир.
Так вот, значит, как они это делали! Группа опытных мастеров начала экспериментировать с различными красителями и температурами, опытным путем выясняя, что при слишком высокой температуре янтарь распадается на части, а при слишком низкой краска не проникает в камень.
За несколько месяцев экспериментаторы превратились в настоящих мастеров по окраске янтаря. По мере того как пластинки выходили из мастерской, их наклеивали на листы высококачественной фанеры, закрепляли на стенах — и головоломка начинала складываться в цельную картину.
B 1997 году немецкий пенсионер из Бремена выставил на продажу сувенир времен войны, небольшую флорентийскую мозаику — аллегорию чувств осязания и обоняния.
Эксперты установили, что это мозаика из разграбленной Янтарной комнаты. В апреле 2000 года в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония, на которой немецкий министр культуры Михаэль Науманн официально передал ее Президенту Владимиру Путину.
Кедринский и его помощники уже закончили свою версию «Осязания и обоняния» и теперь могли сравнить ее с оригинальной мозаикой. Копия оказалась почти безупречной.
Когда многочисленные посетители переступают порог Янтарной комнаты, у них перехватывает дыхание. Впечатление потрясающее: ты словно оказываешься внутри золотого шара. Детали проработаны настолько тщательно, что каждый крохотный резной элемент может сравниться с драгоценным камнем, стоящим круглую сумму.
Какую именно сумму? Единственное, что поддается оценке, — это стоимость 5,7 тонны необработанного янтаря и зарплата мастерам. А это уже составляет примерно 11 миллионов долларов.
Поиск средств был самой большой головной болью — в 1998 году проект оказался даже на грани закрытия. И лишь 3,5 миллиона долларов, пожертвованные в последний момент немецкой энергетической компанией «Рургаз», гарантировали завершение работ.