Владимир Путин поздравил с принятием присяги нового короля Испании Филипп VI, пожелав ему успехов в служении на благо народа страна. Новый монарх официально вступил на престол, сменив своего отца Хуана Карлоса, управлявшего страной 39 лет.
Так трогательно испанские монархи еще не сменялись: отец Хуан Карлос I де Бурбон убирает на время трость и повязывает сыну красный пояс с кисточками. Едва не плачет. Хуан Карлос правил страной почти 40 лет, но стал слаб и отрекся от престола. Теперь единственный сын — Филипп VI — главнокомандующий и новый король Испании.
Поцелуи супруге Летисии — та в одночасье стала королевой, а старшая дочь, восьмилетняя Леонор — принцессой Астурийской, самой юной в Европе и первой в очереди на испанский престол. Тут и младшая сестра, инфанта София — в голубом платье. Одеты и причесаны парадно, но ведут себя как обычные дети — норовят обнять папу-короля, пока ждут кортеж — "Роллс-Ройсы" с эмблемой монарха. В конгресс отправляются в закрытом — с белой кожей внутри, во дворец позже поедут на кабриолете — с изумрудной отделкой. Роскошные автомобили куплены еще диктором Франко, в 50-х. При дворе долго думали, стоит ли вообще использовать их, но не пропадать же добру.
Церемония в парламенте — светская, впервые в истории без религиозного обряда. Это в католической Испании! Но тут важен политический этикет: в конце речи Филипп благодарит гостей не только на испанском, но и на каталанском, галисийском и баскском языках.
Депутаты-республиканцы мероприятие проигнорировали, а вот главы Каталонии и Страны Басков — Мас и Ургулью — в зале были, хлопали не всегда, но в кулуарах руку новому королю все-таки пожали. Первый успех дипломатии. А на площади перед мадридским дворцом уже гулом проносится: "Вива, Испания!". Взгляды тысяч устремлены на центральный балкон. Опаздывают на полчаса, и вот, наконец: Филипп — в той же военной форме, он в ней же до этого венчался. Летисия — в элегантном белом наряде.
Для тех, кому королевскую чету вблизи разглядеть не удалось, испанские газет публикуют полный разбор облачения Филиппа VI. Главное — голубая лента через плечо, символ восхождения на трон. Филипп вообще — король хоть куда: красавец, ему — 46 лет, специалист в области международного права, спортсмен. Был членом испанской команды по парусному спорту, а на Олимпийских играх в 92-м — даже знаменосцем сборной. Женился не на девушке голубых кровей, а на обычной журналистке, хоть и очень привлекательной. Кажется, сказка.
Но в Испании, как назло, кризис — института монархии и экономический. На приеме после едят тапас и пьют недорогое игристое каталонское вино вместо французского шампанского. Так пробуют угодить всем — и главам регионов, и налогоплательщикам. Сами виноваты: в этом мадридском дворе — много внутренних тайн.
На коронации сегодня нет инфанты Кристины — сестры Филиппа. Она — под следствием, мужа Кристины обвиняют в отмывании денег, дело — на миллионы евро, грандиозный коррупционный скандал. Да и сам отец Хуан Карлос за последние годы не раз подрывал авторитет двора. Как-то на саммите попросил "заткнуться" Уго Чавеса, затем на сафари в Африке упал с лошади. Так страна случайно узнала, что поездка была оплачена из государственного бюджета.
Перемен ждут от Филиппа. Но как тут начать, когда накануне испанская сборная на чемпионате мира опять проиграла и с позором едет домой. В столице качают головой: при отце, заядлом футбольном болельщике, такого не было.