В Голландии после болезни скончался актер Рутгер Хауэр. Ему было 75 лет. Хауэр принадлежал к той редкой категории артистов, которым удалось не только добиться профессионального признания и международной популярности, но и стать иконой глобальной поп-культуры. Мало какой фильм любим зрителями так сильно и так долго, как «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта — и мало какой монолог цитировался так часто, как прощальные слова репликанта Роя Бэтти, эффектно сыгранного голландцем. Тот случай, когда для увековечивания в истории кино хватило бы и одной роли.
Хауэр, впрочем, сыграл еще более полутора сотен персонажей. В шедеврах европейского авторского кино — и в проходных американских экшен-бэшках. В международных блокбастерах — и в малобюджетном киноманском грайндхаусе. Играл статных героев и записных злодеев, вояк и художников, миллионеров и бомжей, викингов и вампиров. Неизменно было одно: Хауэр всегда ухитрялся быть интересным. Именно что интересной — вовсе не образцовой, но зато точно предоставляющей выбор на абсолютно любой зрительский вкус — была и его карьера, по ходу которой голландец успел побыть и секс-символом национального масштаба, и звездой боевика, и классическим характерным актером, не жалеющим таланта ни на роли второго плана, ни даже на эпизод.
В начале 1980-х был момент, когда Хауэр мог при желании войти в голливудский эшелон «А» — но, в сущности, сам предпочел этого не делать: фильмы и роли, которые он предпочел выбирать тогда, прошли проверку временем и отлично смотрятся сейчас, при выходе на экраны не становились хитами (включая провалившегося в прокате «Бегущего по лезвию»). Независимость оказалась артисту дороже мнимых привилегий суперзвезды, что, в общем, неудивительно, учитывая, что речь идет о человеке, который в пятнадцатилетнем возрасте бросил школу, чтобы устроиться юнгой на корабль, и к восемнадцати объехал весь мир. Успел Хауэр и отслужить. Через десять лет он уже стал главной звездой голландского кино — в дуэте с режиссером Полом Верховеном, вместе с которым они сделали сериал и пять фильмов.