Вадим Сидур в представлении не нуждается, хоть на родине известен не так широко, как на Западе. Скульптор, авангардист, художник и поэт интересен гармонией формы и содержания, а также органичным синтезом жанров и стилей. Музей Вадима Сидура – одна из площадок "Манежа" – несколько лет находился на реконструкции, которая обернулась реинкарнацией. 18 июля экспозиция откроется юбилейной выставкой творений мастера, собранными со всех уголков Земли.
Обновленный музей покажет москвичам, что такое передвижная экспозиция и как в таких условиях не потерять дух творчества. Дни.Ру. взяли эксклюзивное интервью у арт-директора "Манежа" Андрея Воробьева, чтобы понять – даже искушенным искусством москвичам еще есть чему удивляться.
– Каким будет обновленный музей Вадима Сидура? Что уже удалось сделать для экспозиции?
– Мы откроем залы музея выставкой "Вадим Сидур. В поисках человека", которая будет работать до марта 2015 года, мы покажем лучшие скульптурные и графические работы Сидура и попытаемся восстановить дух его мастерской, творческой лаборатории художника. Поэтому, надеюсь, она будет не такой академичной и скучной, и что к нам пойдут посетители. Но на этом работа не заканчивается.
– Как понимать словосочетание "подвижная экспозиция", если учесть, что музей Сидура – это все-таки музей скульптора?
– В данном музее, учитывая ограниченность площадей, можно представить новый тип постоянной экспозиции – музей с подвижной экспозицией. Музей должен быть похож на своего героя, постоянно искавшего свой образ и метод, и никогда не останавливающегося. Для возможности представить посетителям основные концептуальные и стилистические особенности мастера формируется "ядро" экспозиции из наиболее характерных произведений – топ 10, а остальное пространство осваивается посредством сменных выставок. Само же пространство благодаря дизайнерскому решению представляет собой гибкомоделированное помещение (изменяемое через легкие переносные перегородки, легкую мебель), позволяющее не только рассматривать произведения, но и общаться, обсуждать разговаривать – для этого тоже будут отведены специальные места.
– Как завлечь людей в любой музей? Наверняка есть те, для кого в школе посещение выставок было обязательным и теперь в выставочный зал их не заманить ничем
– Музей Сидура должен стать нашей экспериментальной площадкой. Не только музеем скульптуры, но и центром по работе с детской аудиторией, с ориентированными на детей образовательными программами, посвященными искусству лепки и прочему, и важным досуговым центром для молодежи района Перово, где не так много "очагов культуры". Я убежден, что жанр просто тематического музея там обречен на отсутствие интереса и внимания зрителя. Мало кто доберется в Перово посмотреть на скульптуры Сидура. Только целевая аудитория, которая, кстати сказать, весьма обширна. Но все же хочется, чтобы Музей Сидура стал по-настоящему заметным и значимым на культурной карте города объектом. А этого можно добиться только при его полифункциональном использовании. Но открываем мы музей, конечно, обширной, насколько это возможно в скромных по площади помещениях музея, выставкой Вадима Сидура к 90-летию со дня его рождения.
– Почему у нас в стране вообще принято вспоминать о достойных людях только по случаю юбилея или уже когда стыдно не вспомнить? Выставка Сидура, которая открылась в Музее Гулага, например, приурочена к 90-летию скульптора.
– И наша выставка посвящена юбилею. Что поделать, иногда это просто повод попросить и получить бюджетное финансирование на важный проект. Если бы не 90-лет со дня рождения скульптора, мы вряд ли получили бы средства Департамента культуры Москвы на проведение ремонта и восстановление экспозиции, которая без видимых причин закрыта уже несколько лет.
– Есть ли планы и возможности собрать работы Мастера и привезти в Россию? Ведь львиная доля его работ находится на Западе?
– Да, конечно, и не только работы мастера, но и близких ему в стилистических исканиях западных художников. Например, Генри Мура, работ которого Сидур никогда не видел воочию, но с которым был стилистически близок. И если все получится как мы задумываем, то это будет образовательный центр, работающий с художественными и историческими практиками, и дискуссионная площадка, связанная с обсуждением развития искусства скульптуры, истории ХХ века, роли памятника и места памяти, а также проблем художественного образования. Приоритетом в новой концепции музея станет коммуникативная функция, работа с запросами посетителей и информацией для профессионалов.
– Почему Сидур в советское время был известен на Западе и даже именовался иностранными журналистами "Советским Генри Муром", но был фактически запрещен и неизвестен у нас. Может, Запад просто всегда восторженно приветствует то, что отвергает советская власть, играя на контрасте?
– По поводу запрещенности у нас – это тоже в некотором смысле миф, очень важный творческий миф. В 1953 году Сидур окончил учебу в МВХПУ, а уже в 1956 году он получил мастерскую совместно с Николаем Силисом и Владимиром Лемпортом, а в 1957 вступил в Союз художников. В 1959-1960 годах на Новодевичьем кладбище был установлен памятник Заболоцкому работы Сидура, дальше – инфаркт, разрыв с Силисом и Лемпортом, их отъезд, и, конечно, с 1970– х– усиление внимания со стороны КГБ, запрет на иллюстрации к произведениям Юнны Мориц и так далее. Но при этом множество персональных и коллективных выставок на Западе. Поэтому ваше определение "игра на контрасте" очень даже справедливо. Однако, несмотря на множество выставок Сидура на Западе и, прежде всего, в Германии, его искусство очень мало изучено, творчество Сидура еще ждет своего исследователя.
Адрес Музея Вадима Сидура: Москва, улица Новогиреевская, дом 37, строение 2.