Юлия Борисова отмечает юбилей. Народной артистке Советского Союза – 95. Её имя неразрывно связано с Вахтанговским театром. Как говорил Михаил Ульянов, много лет бывший партнёром Борисовой по сцене: «Таких, как она, принято называть звёздами, но она не звезда нашего театра. Она его великая планета».
Юлия Борисова заканчивала школу в тот год, когда Театр Вахтангова вернулся из эвакуации и объявил набор. Все родственники были категорически против поступления в театральный. И только мама сказала: «Я хочу, чтобы ты пошла, чтобы ни о чем не жалела». Так решилась судьба.
«Я весила, даже когда я кончала училище, пришел Лукьянов за кулисы и сказал: “Вас, кажется, берут в Театр Вахтангова? Я буду за. Но вам надо спустить два пуда”. У меня были вот такие щеки, когда я смеялась, то глаз не видно было – совершенные щелки. И потом очень красные, краснее помидор. Я была гладко причесана и вот две таких косы», – вспоминала Юлия Борисова (съемка 1999 года).
Тогда в Театре Вахтангова были живы старики. Блистательная труппа. И обратить на себя внимание было очень непросто. Но Борисова сразу получила роль в спектакле «Заговор обреченных».
«Я посмотрел, думаю: “Господи, какая хорошенькая! Кто же это такая?” Вот с такими пухлыми розовыми щеками. Вот с такими лучистыми огромными глазами, которые сверкали на весь зрительный зал, как два прожектора. В массовке... Но от нее нельзя было оторвать глаз», – признался Юрий Яковлев, народный артист СССР.
Потом ее ввели в спектакль «Много шума из ничего». Зрители воспоминают, в образе Геро Борисова преображалась. Проявились изящество и грация.
Стало понятно, что Юлия Борисова – красавица. Позже, когда театр с «Иркутской историей» был на гастролях в Париже, о ее ножках писала газета «Фигаро». И зрители, и критики по-другому заговорили о Борисовой после спектакля «На золотом дне». После этой работы Борисовой предсказали большое будущее.
Коллеги говорят, что Борисова – редкий артист, который способен преподносить партнера. Василий Лановой называет это «бескорыстие гениального партнерства». Двадцать лет они играли «Принцессу Турандот».
На долгое время сложился актерский дуэт Юлии Борисовой и Михаила Ульянова. «Варшавская мелодия», «Иркутская история», «Антоний и Клеопарта», «Идиот».
«Одно время мы были с нею почти неразрывной парой, и все любовные коллизии, которые возникали в Театре Вахтангова на сцене – на сцене, подчеркиваю, – играли мы с Юлией Борисовой. Я тут как-то ей сказал, смеясь, что я тебя обнимаю чаще, чем твой муж в молодости», – вспоминал народный артист СССР Михаил Ульянов (съемка 2000 года).
Коллеги говорят, в Юлии Борисовой сочетается почти не сочетаемое. На сцене – лучистая раскованность, в жизни – аскетизм. Внешняя хрупкость и внутренняя сила. Она делает только то, что считает правильным. И никогда не дает интервью.
Яна Мирой