Тысячи видов животных и растений полностью исчезли с лица Земли за время существования на ней человека. О некоторых мы могли никогда не слышать, а некоторые были основой экосистемы, в которой обитали.
А некоторые виды, такие как шерстистый мамонт, оставили в памяти людей и вовсе неизгладимое впечатление. Эти гиганты, жившие в последнюю ледниковую эпоху, полностью вымерли около четырёх тысяч лет назад.
Сегодня появилась возможность с помощью генной инженерии "воскресить" некогда вымершую популяцию животных, и генетическая компания Colossal объявила о намерении вернуть к жизни именно шерстистого мамонта.
Основатели компании стремятся разработать способ "оживить" мамонтов, используя технологию редактирования геномов CRISPR. Colossal уже вложила 15 миллионов долларов США, которые пойдут на спонсирование соответствующих исследований в Медицинской школе Гарвардского университета.
Сразу же отметим, что создание учёных не будет "настоящим" мамонтом. Это будет генетически модифицированный слон, эдакий гибрид слона и мамонта. Исследователи планируют использовать в этих целях геном индийского слона, так как он разделяет с шерстистым мамонтом 99,6% генов.
Оставшиеся 0,4% генов будут отредактированы с помощью технологии CRISPR. Они наделят полученное животное характерными чертами мамонта, такими, например, как способность выживать в холодном климате. У "мамонта" появится тёплая шкура, запас жира, характерные большие бивни, которые помогут в добыче пропитания из замерзшей земли, и небольшие уши, которые защитят животное от потери тепла.
Эмбрион-гибрид будет вынашивать самка индийского слона: она справится с этой задачей, ведь её размеры позволят произвести на свет столь крупное животное.
Учёные стремятся восстановить популяцию шерстистых мамонтов вовсе не на потеху публике: они надеются, что мамонты помогут восстановить уникальную экосистему Арктики.
Объясним: когда мамонты бродили по просторам арктической тундры, они удобряли и "вспахивали" землю, создавая благоприятные условия для появления в этой местности других видов животных: бизонов, лошадей, северных оленей и овцебыков. Разнообразие растительного мира при этом также повышалось, превращая негостеприимную местность в плодородную степь.
Эта арктическая степь постепенно ушла в небытие вместе с исчезновением с лица Земли мамонтов.
Исследователи считают, что возвращение мамонтов в Арктику сделает местную экосистему более устойчивой, что поможет бороться с изменением климата, таянием вечной мерзлоты и сопутствующим ему высвобождением парниковых газов из почвы.
К слову, к этой цели также стремятся создатели Плейстоценового парка, расположенного в Якутии. Сергей и Никита Зимовы создают современный аналог "мамонтовой степи", в которой уже обитают якутские лошади, бизоны, яки, северные олени и многие другие представители животного мира эпохи плейстоцена.
Чего в этом проекте очевидно не хватает, так это мамонтов. Руководство Плейстоценового парка выражало готовность принять на своей территории первых живых мамонтов, однако Colossal пока не сообщала о подобных планах. По всей видимости, пока основной задачей компании остаётся само по себе воссоздание вымершего вида.
Когда эта цель будет достигнута, авторы проекта смогут задуматься и о том, где поселится первый мамонт современности.
Подобные смелые начинания, конечно же, вызывают множество споров и противоречий. Некоторые учёные сомневаются в том, что современному миру необходимы виды, вымершие несколько тысяч лет назад. Ведь за это время многое в природе успело измениться, и восстановленные виды рискуют остаться без комфортной для них экологической ниши.
Так или иначе, возврат шерстистого мамонта к жизни будет важным научным достижением. Это будет своего рода "проба пера", которая ознаменует новый этап генетических исследований, которые потенциально смогут спасти вымирающие сегодня виды.
К слову, ранее мы писали о том, что учёным удалось воскресить мутантные гены последних мамонтов. Мы также сообщали об успешном воскрешении древней финиковой пальмы и сохранившегося в вечной мерзлоте крохотного животного. Рассказывали мы и о планах российских учёных воскресить древние вирусы.
Ольга Мурая