Российских школьников научат финансовой грамотности. Это часть национальной стратегии, которую Министерство финансов реализует вместе со Всемирным банком. Об этом рассказал директор департамента международных финансовых отношений Министерства финансов России Андрей Бокарев.
Российские школьники пока отстают от своих сверстников из развитых стран по уровню финансовой грамотности. И пока не очень-то умеют даже планировать свои расходы. В том числе и поэтому в российских школах уже в грядущем учебном году начнутся специальные уроки по повышению финансовой грамотности. Это является частью национальной стратегии, которую Минфин реализует вместе со Всемирным банком. О том, как в России будут учить финансовой грамотности взрослых и детей в интервью "Российской газете" рассказал директор департамента международных финансовых отношений Министерства финансов России Андрей Бокарев.
"Мы, конечно, отстаем от лидеров в вопросах финансовой грамотности, а это Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, отчасти Канада. Но, например, по данным только что обнародованного в Париже масштабного исследования финграмотности 15-летних школьников из восемнадцати стран, проведенного Организацией экономического сотрудничества и развития, Россия по уровню финансовой грамотности находится по соседству с США, располагаясь строчкой ниже. А ведь в это исследование попали преимущественно развитые страны ОЭСР. Так что я бы не стал посыпать голову пеплом. Однако России присущ ряд особенностей, которые не могут не тревожить", – рассказал Бокарев.
"Уровень понимания финансовых услуг у школьников из крупных городов значительно выше, чем в малых городах и сельских поселениях. На Западе этот разрыв тоже существует, но он незначителен. Оказалось, что наибольшие затруднения у российских подростков связаны с планированием расходов. Вот по этому показателю наше общество серьезно отстает от развитых стран, где приблизительно половина населения старается формировать проект своего бюджета. У нас вряд ли хотя бы в каждом десятом домохозяйстве задумываются над своими расходами, формированием "подушки безопасности" на черный день и представляют, что семья сможет себе позволить из крупных покупок, скажем, через три месяца", – добавил Бокарев.
Бокарев сообщил, что проект по повышению финансовой грамотности ориентирован именно на население с низким и средним уровнем дохода. "Если "разложить" расходы среднестатистической семьи за месяц, то оказывается, что целый ряд затрат был необязательным или легко мог быть сокращен", – отметил он. – Другая специфическая особенность российского общества: наши граждане склонны к переоценке уровня своей финансовой грамотности. Достаточно большая часть населения полагает, что обладает необходимыми знаниями, и после кризиса 2008-2009 годов таких людей стало только больше. В то же время, если предложить им достаточно элементарный набор вопросов в этой области, далеко не на все из них они смогут ответить. С этим связан и серьезный уровень недоверия людей и к банковскому сектору, и к продуктам финансового рынка, идущий из 1990-х годов".
"Россия входит в число стран, осознавших в последние 20 лет необходимость решать проблемы финансовой грамотности. По данным ОЭСР, уже свыше 50 государств находятся на различных стадиях подготовки или реализации национальных стратегий в этой области. Российская национальная стратегия по повышению финансовой грамотности должна стать одним из результатов проекта Минфина России и Всемирного банка. До запуска этой программы в России не было опыта работы в этой области на системной, государственной основе, а одного опыта других стран недостаточно. Подготовка стратегии начнется осенью, и после двух-трех раундов обсуждений мы представим ее на утверждение в Правительство. В документе будут прописаны долгосрочные ориентиры в части совершенствования законодательства, информирования населения, образовательных программ".
Андрей Бокарев добавил, что в ряде школ со второго по одиннадцатый классы уже в предстоящем учебном году будет включен курс финансовой грамотности. "При этом мы понимаем, что школьники перегружены программой, поэтому это будет курс по выбору. Минфин России готов предоставить разработанные материалы не только участникам проекта, но и всем заинтересованным регионам, если появится дополнительный спрос. Прорабатывается и другой подход – включение отдельных аспектов курса финансовой грамотности в традиционные предметы школьной программы. Самый очевидный вариант – задачи по математике. На наш взгляд, можно не только вычислять, за сколько времени наполнится бассейн, но и решать задачи на примере семейных трат и планирования бюджета", – отметил он.
При этом регионы сами определят, в каком объеме будут представлены в их школах курсы финансовой грамотности. По итогам этого эксперимента Минфину важно узнать мнение педагогов и родителей. "Мы стараемся охватить максимальную аудиторию. Подготовлен курс для воспитанников детских домов, учитывающий ту жизненную ситуацию, в которой они растут. Для них знакомство с основами финансовой грамотности особенно важно, потому что зачастую по выходе из детских домов им не к кому обратиться за советом и поддержкой. Кроме того, завершается разработка курсов для вузов, для взрослого населения и для обучения на рабочих местах. Кстати, пилотные программы проведены для сотрудников ряда предприятий, например, на Новолипецком металлургическом комбинате".
"Я надеюсь, что в конечном итоге общество придет к понимаю того, что базовые знания в области финансовой грамотности – это часть "джентльменского набора", которым должен обладать каждый, независимо от своего пола, образования, профессии, возраста и социального положения", – заключил Бокарев.