Во вторник в РИА "Новости" состоялся круглый стол "Домашние задания: дело добровольное?". В начале сентября на встрече с врио мэра Москвы Сергеем Собяниным и столичными учителями Владимир Путин согласился с предложением учителей сделать домашние задания для старшеклассников добровольными. В ответ Собянин обещал подготовить проект поручений о добровольности выполнения домашних заданий учениками старших классов.
Теперь учителя, не участвовавшие во встрече с Путиным, и родители надеются, что это было всего лишь предвыборным ходом, о котором власти Москвы после выборов просто забудут.
"На мой взгляд, это очень опасный подход. В том виде, в каком система образования сложилась, убрать домашние задания невозможно. Их можно уменьшать, их нужно делать развивающими. Но, когда 30 детей учатся в одном классе и урок истории раз в неделю, нужно протянуть ниточку к следующему уроку, нужны определенные связочки, домашнее задание выполняет роль такого связывания эпизодов в изучении предметов", - объяснила профессор Московского института открытого образования, директор Центра психологического сопровождения образования "Точка Пси" Марина Битянова.
По ее словам, наряду с перегрузкой в столичных школах является актуальной и проблема недогрузки: "Есть школы, хронически перегружающие детей, а есть хронически недогружающие".
Заместитель председателя комитета ГД по образованию Ирина Мануйлова отметила, что в рамках действующего законодательства у школ и так есть все возможности освободить учеников от домашних заданий либо, наоборот, нагрузить их заданиями. Максимальные нагрузки определены СанПином: на данный момент первоклассники освобождены от домашних заданий полностью, в старших классах максимальная нагрузка постепенно возрастает от одного часа до трех с половиной.
"Отказаться от домашнего задания может любая школа. В России немало школ, где система обучения строится на обучении без домашних заданий", – напомнила Мануйлова. То есть школьник может выбрать себе школу по душе. Или, может, проще ввести для школьников индивидуальное право отказаться от выполнения домашнего задания, как предложил Путин?
"Конечно, хотелось бы верить, что старшеклассник сам может для себя решить вопрос с самоопределением, с глубиной погружения, но тогда надо детей к этому выбору готовить, начиная со второго класса. Чтобы в десятом классе учитель, предлагая старшекласснику выбор, ловил не это вот: "Ух ты, можно ничего не делать!" На это понадобятся годы. Сейчас нереально", – считает Марина Битянова. По ее мнению, "если мы изымем домашние задания, система станет еще более кособокой, чем она является сейчас".
Учителя, встречавшиеся с Путиным, предлагали заменить домашние задания музеями. Это тоже вызывает скепсис у психологов. Допустим, вы скажете детям: "У вас не будет домашнего задания". "Ура!" – закричат дети. А вы потом скажете: "Вместо домашнего задания мы пойдем в музей, и у вас там будет творческое задание, по результатам которого вы должны будете представить проект, презентацию". Дети скажут: "Фу! Это та же самая работа".
Марина Битянова напомнила, что и сейчас никто не запрещает водить школьников в музей. Если это в приказном порядке, то какая здесь разница с принудительным домашним зданием? И почему инициаторы обращения считают, что в этом случае на школьников будет меньше нагрузка?
А самое главное – согласно исследованиям психологов, практически все родители выступают за домашние задания. "Всем родителям хочется вырастить вундеркинда. Поэтому можно с уверенностью сказать: к отмене домашних заданий родители готовы меньше всего! Дети – это предмет нашей гордости, самореализованности, задайте родителям вопрос – уменьшить ли вашему ребенку нагрузку? И 99% ответят: нет", – уверена Битянова.
Аделаида СИГИДА