Ситуация на затопленном Дальнем Востоке приняла характер экономической катастрофы всероссийского масштаба. Как заявил на совещании в правительстве глава кабмина Дмитрий Медведев, наводнение уничтожило почти половину урожая, прогноз сбора посевов в России снижен до 90 млн тонн. "Потенциальный ущерб измеряется миллиардами рублей и это уже "медицинский факт", - констатировал глава правительства.
"В целом по России площадь гибели сельхозкультур от наводнения составила более 667 тысяч гектаров, а с учетом упущенной выгоды, по предварительной оценке и заявкам регионов, это без малого 10 млрд рублей, по прямым затратам - 4 млрд рублей ущерба", - уточнил министр сельского хозяйства Николай Федоров. В Амурской области от паводка пострадали 504 гектара посевов; ущерб, по предварительным оценкам, составляет 7,9 млрд рублей. А всего от неблагоприятных погодных условий в России погибло почти 3 млн гектаров посевов.
Масштабы катастрофы, постигшей дальневосточные районы страны, а с ними и все российское сельское хозяйство, пока плохо поддаются оценке. Затопление сельскохозяйственных угодий чревато не только потерей урожая зерновых и овощей, но и резким сокращением поголовья скота. Под водой оказались как свободные выпасы, так и многочисленные сенохранилища, в результате чего животные остались без корма.
Крестьянам не останется ничего иного, кроме продажи скота или забоя его на мясо. Впрочем, и здесь практически наверняка возникнут проблемы из-за невозможности вывоза с затопленных территорий ни самих продаваемых животных, ни их мяса. Все это станет практически гарантированным разорением для хозяйств и частных подворий, оказавшихся в зоне затопления.
Ситуация с сельским хозяйством в затопленных районах Дальнего Востока негативно скажется на общем экономическом положении в стране. Сокращение объемов сбора урожая и огромные потери отразятся на показателе роста ВВП.
Дальний Восток является одним из наиболее сложных в социально-экономическом плане регионов страны. Население его сравнительно невелико и продолжает сокращаться на протяжении многих лет. Природная аномалия, приведшая к разорению огромного количества хозяйств, вполне вероятно, подтолкнет дальнейший отток населения. Несмотря на заявления властей о подготовке программы развития региона, экономические стимулы жить и работать там по-прежнему отсутствуют.
Таким образом, массовый исход населения с Дальнего Востока, вызванный наводнением и обусловленный множеством социальных и экономических причин, уже не кажется чем-то невероятным.
Саид ХАЛМУРЗОЕВ