Во вторник в "Аргументах и фактах" прошла пресс-конференция главного детского психиатра Департамента здравоохранения Москвы Анны Портновой.
По ее словам, одна из опасностей, подстерегающих ребенка в школе, – это травля. Сегодня многие родители загодя готовят будущего первоклассника к школе, как к жизни в джунглях, где со всеми надо будет бороться и всеми силами выживать. По словам психиатра, стоит избегать такого настроя: "Настрой должен быть позитивный – у тебя будут там новые друзья, новые знания".
Что делать, если все-таки травля в отношении вашего ребенка началась? По словам Анны Портновой, главное в этой ситуации – не устраивать публичных скандалов, не мчаться сломя голову в школу, требуя немедленно вызвать для беседы родителей "подонков". Не надо также начинать ходить по домам обидчиков самостоятельно. Обычно такие разборки заканчиваются обвинениями в том, что ваш ребенок сам виноват.
Лучше пойти другим путем – приносить в школу конфеты и раздавать их обидчикам. Можно пригласить злодеев домой к ребенку на день рождения. Таким образом можно исправить конфликтную ситуацию, считает Анна Портнова.
Очень важно, чтобы ребенок вам доверял и рассказывал обо всех возникающих проблемах. Также необходимо установить хорошие отношения с классным руководителем: "В последнее время все больше школ, в которые родители практически не имеют доступа – прийти можно только по предварительной записи, двери закрыты, пропускная система и так далее. Наверное, с точки зрения глобальной безопасности это целесообразно, хотя не вполне мне понятно. Однако надо помнить, что если вы месяц пытаетесь добиться аудиенции у учителя, это не дело – с учителем должен быть постоянный контакт, особенно если речь идет о начальных классах", – предупреждает Анна Портнова. Причем по отношению к учителям "позиция должна быть не контролирующая, а сотрудничающая, даже если вам что-то не нравится". Если вы начнете "наезжать" на учителя, то его отношение к вашему ребенку изменится в худшую сторону.
Другие две проблемы школьников – проблема с поведением и проблема с успеваемостью. В первом случае это чаще всего неусидчивость, шаловливость, повышенная агрессивность. В такой ситуации родители склонны оправдывать своего ребенка, не слушать жалоб учителей, занимать оборонительную позицию. По словам Портновой, такое отношение приводит к тому, что проблема начинает усугубляться. На самом деле решение найти достаточно легко – надо обратиться к психологу и попросить перевести ребенка на облегченный режим. Тогда у него появятся свободные дни, которые он сможет провести без лишнего школьного стресса.
Еще одна типичная ошибка родителей: "Ребенку предъявляются требования – ты должен учиться хорошо, иначе из тебя ничего не получится. Не все могут учиться на пятерки, это не страшно. Надо объяснить ребенку, что школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешной жизни. Были отличники, которые в жизни ничего не достигли, и среди известных людей много двоечников", – заметила Анна Портнова.
Ребенок может плохо учиться не из-за того, что он глуп – возможно, он просто не справляется с эмоциональными нагрузками. Однако не исключены и "проблемы органические – с памятью, вниманием, сейчас таких проблем очень много, они связаны с протеканием беременности, ранними инфекциями, и так далее". По словам Портновой, количество детей с органическими проблемами с каждым годом увеличивается.
Есть родители, которые детей с гиперактивностью отдают в спортивные школы, считая, что у ребенка много энергии. Этого делать ни в коем случае нельзя: "У этих детей и так психомоторика истощаемая, и плюс еще физические нагрузки. Лучше дать такому спокойные занятия – шахматы, рисование. Избыточными физическими нагрузками родители добиваются того, что ребенка надо лечить у психиатра", – констатировала специалист.
Один из советов родителям: не надо говорить ребенку, "что ты поступил, как дурачок, а надо сказать – я бы на твоем месте не так поступила". Иначе ребенок обижается, отдаляется от родителей, и в трудном подростковом возрасте у него возникает ощущение одиночества, того, что никто ему в жизни не помогает.
Психиатр особо отметила, что покупать дошкольнику планшетник – неправильно: "У ребенка постепенно формируется зависимость, что достаточно вредно. Он станет хорошим исполнителем в будущем, но не творческой личностью: без фантазии, воображения, с недостаточной эмоциональностью. Если вы его ограничиваете экраном, у него не происходит полноценного контакта с окружающим миром. В таком возрасте ребенка вообще нельзя подпускать к экрану, уже не говоря о нарушении осанки, зрения, пищевого поведения – когда он играет, то может забыть поесть, либо ест, не переставая". Психиатрия приравнивает детей-игроманов к зависимым от психоактивных веществ, напомнила Анна Портнова.
Аделаида СИГИДА