С 1 августа в России начал действовать закон о защите авторских прав в интернете, получивший неофициальное название "антипиратский". Документ, который вызвал широкий общественный резонанс, предусматривает блокировку интернет-сайтов, нелегально размещающих видеопродукцию.
Согласно закону, правообладатели могут подать иск в суд против любого интернет-ресурса, где будет обнаружен нелегальный контент. Решение о блокировании сайтов будет принимать Мосгорсуд. На его основании правообладатель может подать жалобу в Роскомнадзор, и, если в течение трех дней нелегальный контент не будет удален, провайдер обязан будет заблокировать разместивший его сайт.
Как пишет газета "Известия", правообладатели готовят сотни исков к интернет-ресурсам, на которых размещен пиратский видеоконтент. В Мосгорсуде заявили, что готовы к рассмотрению потока заявлений. "У нас введена в эксплуатацию специальная программа, и в режиме онлайн мы надеемся выработать действенный механизм по рассмотрению этой категории дел. Роскомнадзор также заявил о своей готовности к исполнению требований этого закона. Однако прогнозировать результаты пока рано. Судебная практика должна сложиться, что называется, опытным путем", - пояснила руководитель пресс-службы Мосгорсуда Анна Усачева.
Вступления "антипиратского" закона в силу должно стимулировать появление ресурсов с легальным видеоконтентом, полагает глава Роскомнадзора Александр Жаров. "Ресурсы будут зарабатывать деньги либо на рекламе, либо предоставляя пользователям платный доступ. Также закон даст возможность зарабатывать крупным площадкам, которые уже распространяют легальное видео. Сейчас, по нашим данным, они убыточны. В конце 2012 г. многие из таких легальных площадок даже рассматривали возможность закрытия", - отметил Жаров.
Федеральный закон №187 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" был принят Госдумой 21 июня и одобрен Советом Федерации 26 июня.
По ходу дела из законопроекта были убраны нормы, защищающие от пиратских посягательств музыку, книги и другие произведения искусства. Фактически закон превратился в механизм защиты киноиндустрии.
Такая избирательность возмутила российских писателей, и они обратились с просьбой о помощи к президенту России. Однако глава государства 3 июля подписал закон, учитывающий интересы только кинематографистов. О книгах, музыке и произведениях искусства речь пойдет при рассмотрении поправок в четвертую часть Гражданского кодекса.
Ирина ШУВАЛОВА