Аварийная АЭС "Фукусима" снова перепугала японцев: над третьим энергоблоком станции поднялись клубы густого дыма. Эксперты заверили людей, что это не дым, а пар от дождевой воды. Но успокоить население это вряд ли поможет — слишком много тревожных новостей поступает из "Фукусимы" в последнее время. Бывший директор АЭС, руководивший работами по ликвидации аварии, умер в 58 лет. Вокруг станции замечены растения-мутанты и очень странные животные.
Через два с лишним года после аварии границы запретной зоны приблизились к атомной станции на 3,5 километра. Ее трубы скрыты густым туманом, территория объявлена японскими властями пригодной для жизни, но вокруг на несколько километров — ни одной живой души. Люди не торопятся возвращаться, в данном районе по-прежнему безжизненная пустыня, поросшая бурьяном. Повсюду — руины, фундаменты разрушенных домов и радиация втрое выше нормы. По местным меркам, это, кстати, немного. Прибрежная часть поселка Футаба, что к северу от АЭС, от радиации пострадала не так сильно, но последствия от цунами — катастрофические. Несмотря на официально снятый запрет на посещения, на деле это место так и остается зоной отчуждения.
На пустыре то и дело встречаются такие памятники катастрофы, как местная школа. Она была открыта всего за год до прихода цунами. Ничего не изменилось: часы на стене показывают, когда остановилось время, и в то, что когда-нибудь оно вновь пойдет вперед, поверить невозможно. Единственные, кого съемочной группе ВГТРК удалось встретить, это волонтеры, которые после удара стихии помогали искать погибших. Подальше от берега — последствия стихии не так очевидны, большинство домов уцелели. В этом месте разрешено находиться в течение семи часов в сутки — с 9:00 до 16:00.
Уровень радиации в районах, где людям разрешено посещать свои дома, везде разный. Где-то — 30 микрозивертов в час, то есть в сто раз выше нормы. За семь часов человек получает полуторамесячную дозу облучения. Как это отразится на здоровье, данных пока нет. Официальные власти в Токио не видят связи между радиацией и смертью от рака бывшего директора станции Масао Есиды, руководившего работами по ликвидации аварии и умершего 9 июля.
Крольчонка, родившегося без ушей в деревне, где в траве высокое содержание цезия, называют "дитя "Фукусимы". Является ли эта форма мутации результатом завышенного радиоактивного фона, остается только гадать. Вообще буйство природы — отличительный признак "Фукусимы". Такой урожай был собран в садах и огородах в окрестностях АЭС: капуста по размерам приблизилась к арбузу или тыкве, а баклажаны как будто скрестили с бананом. После того, как туман рассеялся, со смотровой площадки школы стали видны трубы станции "Фукусима-1".
Работы по ликвидации аварии продвигаются очень медленно, уровень радиации по-прежнему смертельно высокий. При этом продолжаются ее выбросы в океан. Одна из последних тревожных новостей: в грунтовых водах под АЭС обнаружено содержание радиоактивного цезия. Процедуру проверки на радиацию проходят все, кто побывал в запретной или прилегающей к ней зоне. У журналистов ВГТРК, вроде бы, превышения не обнаружили — по крайней мере, превышения среднего фона, который везде выше нормы.
Сергей Мингажев