9 триллионов рублей требуется России на первичное восстановления фондов ЖКХ. Гигантскую даже по меркам федерального бюджета сумму назвал президент России. Владимир Путин собрал Госсовет, чтобы обсудить ситуацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По опросам общественного мнения, большинство россиян считают самой серьезной проблемой для страны именно состояние дел в ЖКХ. Износ фондов уже более 60 процентов, а суммы в платежках доводят до инфарктов.
То, что состояние жилья и качество услуг ЖКХ в нашей стране, — одна из самых больших проблем, не было новостью ни для кого из приехавших на это заседание Госсовета в Кремль.
Социологические опросы подтверждают: россияне устали жить в ветхих неотапливаемых домах. Грязные подъезды, протекающие трубы. С кого спрашивать, ясно далеко не всегда.
Качество жизни — условный показатель, о росте которого так часто рапортует правительство, напрямую зависит от качества крыши над головой. Президент заявляет: объявленная реформа ЖКХ идет не достаточно высокими темпами.
"Острота проблемы остается большой, — констатировал Владимир Путин. – О степени изношенности фондов уже сказано немало. Только на их первичное восстановление, по оценке экспертов, потребуется свыше 9 триллионов рублей. Если не изменить ситуацию в целом по сути, то эта цифра будет только расти".
Министерство регионального развития — структура в правительстве, чья основная задача и есть улучшение жилищных условий. Глава ведомства Игорь Слюняев признает: только лишь бюджетных денег на радикальные улучшения в российском ЖКХ не хватит. Нужно привлекать бизнес, который пока в эту сферу идти не спешит.
Слюняев предлагает запустить федеральную целевую программу, то есть снова залезть в бюджет. По ходу обсуждения выясняется, что никаких экономических оснований это предложение министра пока под собой не имеет.
"Игорь Николаевич, вы где работаете?" – между прочим поинтересовался у министра президент.
"В правительстве Российской Федерации", — ответил министр.
"Не кажется ли вам, что вначале в правительстве нужно рассмотреть (этот вопрос), а потом вы как министр, как член этого правительства должны выступить с консолидированным мнением. И предложить нам те решения, которые должны быть реализуемыми. Или вы хотите всех этих граждан, — Путин обвел рукой зал, — включая меня, включить во внутреннюю работу правительства?"
Почти половина жилого фонда в нашей стране — наследие еще хрущевской эпохи. 50 миллионов россиян живут в аварийных домах. Именно эти люди и должны были стать первостепенной заботой правительства. Однако до сих пор кабинет министров не смог разработать внятной программы софинансирования ремонта или переселения из опасных для жизни построек. Президент обращается к первому вице-премьеру: когда и на каких условиях россияне, наконец, смогут выбраться из своих трущоб?
"Один говорит: две недели. Второй говорит: нужно 2 месяца. Третий еще что-нибудь говорит. Дмитрий Анатольевич сегодня в Минске, он с коллегами встречается. Вы, как первый заместитель председателя правительства, еще раз назовите эту дату", — предложил Путин Шувалову.
"До 7 июля. Но я должен сказать, что…" – начал первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов.
"Нет. Вот этого не надо! – прервал его президент России. – Не надо говорить, как вам тяжело. Это правда. Это тяжелая работа – сбалансировать бюджет. Но мы решили, что это один из важных вопросов. И его нужно решать. Я хочу понять, когда это будет сделано".
"Тогда все-таки позвольте так: мы законопроект проведем через Госдуму. По вопросам финансирования и предельным суммам финансирования мы доложим до 15 июля", — ответил Шувалов.
"Не надо путать аварийное жилье с ветхим, — дал совет членам правительства Владимир Путин. – И не надо грузить то, что лошадь не вывезет. Нам нужно решать первоочередные задачи, самые острые. Нужно закрыть вопрос с аварийным жильем. И из трущоб людей вытащить".
Суровый настрой президента вполне объясним. Чтобы решить проблемы с качеством услуг жилищно-коммунального хозяйства, гражданам приходится обивать пороги и жаловаться на самый высокий уровень.
Все собравшиеся 31 мая 2013 года в Георгиевском зале помнят героиню прямой линии с Владимиром Путиным пенсионерку из Омска Алевтину Рапацевич. Устав воевать с управляющей компанией, она создала свою собственную. Активистка жаловалась президенту на чиновников, которые не хотят помогать ей и соседям самим обслуживать свои дома. После этого вопроса президенту пенсионерка пожаловалась и генпрокурору.
Вернувшийся в родной Омск, Алевтина Рапацевич продолжает свою борьбу.
"Нет. Можно было не приезжать сюда, — говорит она о действиях омского губернатора. – Он ничего не решил. Ничего. Хоть снова поезжай в Москву".
Отношения жильцов с управляющим компаниями — еще одна беда российского ЖКХ. Теперь граждане смогут отказываться от услуг недобросовестных управленцев, а также сами напрямую заключать договора не только на обслуживание домов и с поставщиками газа, воды и электричества.
"Сегодня подготовлен законопроект, согласно которому вопрос заключения прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями будет также решаться через собрание жителей дома", — пояснил журналистам заместитель председателя правительства Дмитрий Козак.
Губернаторы жалуются, что улучшить качество обслуживания невозможно, не повысив зарплаты тем, кто работает в сфере ЖКХ.
"Мы повышаем учителям зарплаты, а у нас сейчас закладывается 16 тысяч в снабжающих организациях при зарплате в 24 тысячи в среднем по области. Мы говорим о кадрах, что привлекать надо, а как мы привлечем на такую зарплату?" – задал вопрос губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.
"Ну, во-первых, шахтеры все равно получают больше, так же, как металлурги. У металлурга или у шахтера тоже есть дети, как правило, — ответил губернатору Владимир Путин. – И они хотят, чтобы у этих детей было будущее. Они хотят, чтобы они получили хорошее, качественное образование. Это система государственных приоритетов. И если мы признаем, что образование является одним из приоритетов, нужно действовать без оглядки на эти сравнения. Они неуместны, Валерий Павлинович. Эти сравнения в данном случае неуместны. Уверяю вас. Я вас прошу, я вас слушал внимательно, попрошу и вас меня больше никогда не перебивать. Пожалуйста".
Стопка документов при входе в зал – это законы и подзаконные акты, по которым живет российское жилищно-коммунальное хозяйство. Недавно назначенная губернатором Владимирской области Светлана Орлова, в недавнем прошлом сенатор, говорит о том, что принятые законы не работают на местах.
"Если говорить о тарифной политике, честно скажу, Владимир Владимирович, я не поверила: одно дело писать законы, обсуждать, другое дело – на них работать. У нас 820 тарифов", — призналась исполняющая обязанности губернатора Владимирской области Светлана Орлова.
"Ваше замечание, что одно дело – писать законы, а другое – конкретно работать, с этим никак не могу согласиться, — тут же весело отреагировал Владимир Путин. – Не только потому, что хочу взять под защиту депутатский корпус, а потому, что вы сейчас столкнулись с законами, которые сами и написали".
Отдельный вопрос – тарифы, которые растут не по дням, а по часам. Эту тему, не сговариваясь, поднимают лидеры парламентских фракций.
"Тарифы эти абсолютно не обоснованы. Себестоимость киловатт-часа электроэнергии, по-моему, от 30 до 70 копеек максимум. А продают — от 3,5 до 8 рублей. Это в 8-10 раз больше, чем себестоимость. Кто на этом наживается? Наживается та же самая олигархия, которая захапала все это и не желает даже платить нормальные налоги", — подчеркнул руководитель фракции КПРФ в Госдуме Геннадий Зюганов.
"Коммунальщики сегодня стараются работать как можно более непрозрачно, чтобы жильцам неясно было, куда уходят деньги. Зачастую собственники жилья не знают о решениях управляющей компании, а собрания нередко проходят без их участия. Сегодня на местах, и нужно об этом говорить правдиво, на уровне муниципалитетов произошло сращивание чиновников и бизнеса", — констатировал руководитель фракции "Справедливая Россия" в Думе Сергей Миронов.
"Почему у нас сегодня стало самое дорогое электричество, бензин, газ, все то, что требуется для жилья? Кто нам мешает снизить эти цены или найти одновременный вариант повышения доходов населения, чтобы как-то обеспечить нашу конкурентоспособность? – начал с вопросов руководитель думской фракции ЛДПР Владимир Жириновский. – Мы все имеем. Свой уголь, газ, торф, все наше. Все должно стоить копейки".
"По поводу того, чтобы цены на все эти первичные энергоносители были совсем низкими, — вступил Владимир Путин. – Конечно, хотелось бы, чтобы они были как можно ниже. И мы должны к этому стремиться. Но если мы загоним их ниже рыночных, то целые отрасли, развитием которых мы сегодня гордимся, быстро будут деградировать. И будут только усугублять проблему жилищно-коммунального хозяйства".
Чтобы исключить неоправданный рост тарифов, правительство собирается уже со следующего года перевести регионы на трехлетний фиксированный тариф. Существенные изменения в этой непростой схеме россияне должны почувствовать в течение следующих двух лет.
Дмитрий Мельников