В России невозможно зарабатывать миллионы честным путем. Такого мнения придерживается подавляющее большинство жителей страны – 73%, по данным опроса "Левада-центра". Противоположную точку зрения имеют 19%, еще 7% с ответом не определились. Не удивительно, что и отношение к состоятельным соотечественникам в стране крайне негативное. 48% респондентов настроены против миллионеров именно потому, что уверены: законными путями такие средства получить нельзя. Только 13% респондентов спокойно воспринимают появление в России легальных миллионеров, даже если источники их сверхдоходов не совсем прозрачны. Еще 28% не против хорошего заработка, если деньги получены законно. Но есть и те, кто категорически против богатства, независимо от его происхождения. И их не так уж мало – 8%.
Вот почему предложение амнистировать предпринимателей не нашло поддержки в обществе и впоследствии получило резкую критику президента, полагают социологи. Как пояснил в интервью "Коммерсанту" замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин, само слово "предприниматель" ассоциируется у граждан скорее с крупным бизнесом, к которому устоялось негативное отношение, а не с малыми предпринимателями, которые "не получают миллионы" и поэтому "не расцениваются как социально далекие".
По данным ВЦИОМ, против амнистии высказались 36% россиян, за – 33%, еще 31% не смог определиться с ответом. Но при этом 70% респондентов выразили твердую уверенность в том, что вор должен сидеть в тюрьме.
Для сторонников тезиса "наворовали" лишним подтверждением их правоты могут стать и свежие данные журнала Forbes. Правда, они касаются миллиардеров, но вряд ли большинство россиян отделяют их от миллионеров – в народном сознании все они укладываются в понятие "олигархи" и вызывают недобрые чувства. Так вот, Forbes заметил, что миллиардеры в России стареют, а новые (более молодые) лица его знаменитый список самых богатых людей пополняют не слишком быстро. Средний возраст богатства в стране вырос на шесть лет – до 50 лет. Причем, состояния завсегдатаев списка Forbes в последние годы росли примерно в полтора раза медленнее российского ВВП. Возможно, потому, что сколочены они были в 90-е гг. на разделе национального богатства, а наукой приумножать капиталы их владельцы так и не овладели. И не наступают им на пятки молодые миллиардеры как раз потому, что к дележу ресурсов в силу возраста опоздали, а собственными усилиями такие деньги в России заработать и впрямь трудновато.
И, наконец, не стоит забывать о том, что чужое богатство вызывает особое раздражение на фоне собственного безденежья. Недаром наиболее настороженно к состоятельным людям относятся бедные и пожилые респонденты (зачастую эти две категории совпадают). Те же социологи отмечают, что во время рыночных реформ, когда казалось, что вот-вот страна вступит в светлое капиталистическое будущее и все мы будем жить не хуже, чем в Западной Европе и Америке, а также перед кризисом 2008 г., когда шел общий рост благосостояния, к богатым относились гораздо терпимее. Сегодня ситуация иная: многие "просели" в результате кризиса, начали экономить, отказались от кредитов и чрезмерных трат, урезали потребительские аппетиты. И, разумеется, ухудшение качества их собственной жизни провоцирует усиление классовой ненависти.
Мария ТРИФОНОВА