Вопрос низкого сбора коммунальных платежей по-прежнему не дает покоя правительству. На сей раз правительственные эксперты готовят наиболее жесткие меры в отношении неплательщиков, предполагающие изъятие квартир у должников – собственников жилья, в том случае, если сумма задолженности превысит 5% от рыночной стоимости недвижимости.
Соответствующий законопроект, подготовленный рабочей группой под председательством исполнительного директора НП "ЖКХ Развитие" Андрея Чибиса был опубликован на сайте Минрегионразвития. Примечательно, что само министерство поспешило дистанцироваться от проекта. "Минрегион России не поддерживает предложенную НП "ЖКХ Развитие" инициативу по ужесточению отдельных норм Жилищного кодекса РФ, однако предоставил возможность обсуждения и готов в дальнейшем предоставлять на своем сайте площадку для обсуждения инициатив институтов гражданского общества и экспертных сообществ, нацеленных на решение острых вопросов в сфере ЖКХ", - говорится на сайте министерства. Впрочем, самой идеи предлагаемых крайних мер несогласие Минрегиона с концепцией законопроекта не отменяет.
В соответствии с проектом, управляющим компаниям (УК), а также выполняющим их роль кредиторам, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляется возможность взыскать по суду с собственника принадлежащее ему жилье. Это можно будет сделать в том случае, если у него имеется просроченная задолженность по оплате услуг ЖКХ и отсутствуют иные источники средств для их погашения. В том случае, если размер задолженности превышает 5% от рыночной стоимости квартиры, суд будет иметь право вынести решение в пользу истца, то есть УК. Оценка стоимости жилья будет осуществляться на основании заключения независимого оценщика.
Для исключения злоупотреблений начальная цена продажи недвижимости должника на аукционе не должна быть меньше 80% ее официально зафиксированной оценочной стоимости. Разница между вырученной после продажи квартиры суммой и размером задолженности передается должнику.
В том случае, если после реализации квартиры у должника не остается вообще никакой крыши над головой, в соответствии с законопроектом, у него есть возможность встать на очередь на получение социального жилья. Во время ожидания ему может быть предоставлено жилье из маневренного фонда.
Как поясняют авторы законопроекта, продажа недвижимости должников является исключительно крайней мерой. Так, после подтверждения судом задолженности владельцу квартиры дается три месяца на исполнение решения суда, то есть на поиск денег на оплату тех самых услуг. Если сумма долга не превышает стоимости самой квартиры, ее изъятие может быть отложено на год.
Несмотря на всю жесткость предлагаемых мер, они не являются чем-то уникальным. Подобные и даже еще более жесткие меры воздействия применяются к неплательщикам в ряде других, причем достаточно развитых, стран. И все же перенесение этого опыта на российскую почву с учетом целого ряда специфических особенностей жизни в РФ выглядит делом весьма сомнительным.
Прежде всего, это связано с тем, что в случае изъятия у собственника единственного жилья возникают противоречия с обеспечением его конституционных прав. Учитывая ситуацию с жилой недвижимостью в большинстве российских регионов, конструкция с постановкой на очередь на социальное жилье и "передержкой" в маневренном фонде выглядит абсолютной фантастикой.
В ряде моногородов и депрессивных регионов, где рынок недвижимости отсутствует практически полностью, законодательная возможности изъятия жилья у неплательщиков по ЖКХ может обернуться настоящим социальным переделом. Здесь из-за невысокой рыночной стоимости жилья, низких доходов населения и активно растущих коммунальных тарифов достижение 5%-й задолженности по ЖКХ - явление вполне обыденное. Так, при стоимости простой "однушки" в 1 млн рублей, где-нибудь за Уралом (где коммунальные платежи сравнимы с Центральным регионом), критической становится уже сумма задолженности в 50 тыс. рублей. УК и местные власти получают прекрасную возможность освободить часть жилого фонда от десоциализированных граждан или представителей социально не защищенных групп, не имеющих возможность оплачивать услуги ЖКХ. Спрос на высвобождаемое таким образом жилье вполне может быть обеспечен за счет приезжих из других регионов.
Не меньшую опасность представляет и то, что из-за коррупции в системе ЖКХ и удручающего состояния коммунальной инфраструктуры рост квартплаты фактически не ограничивается ничем. Несмотря на громкие заявления президента и требования разобраться с тарифами, граждане продолжают получать необоснованно завышенные счета.
Судя по реакции Минрегиона и СМИ, данное конкретное предложение рабочей группы, вполне возможно, так и не станет дополнением к уже действующему законодательству. Однако нет никакой гарантии от того, что конфискационная мера не будет внесена в него в каком-то другом виде. Тренд на ужесточение налогового и тарифного давления на население, объясняющийся резким снижением эффективности действующей экспортно-сырьевой экономической модели, полностью сформирован. Государству для его функционирования уже не хватает имеющихся в его распоряжении нефтегазовых доходов, то есть недостающие расходы будут покрываться за счет граждан. Это означает, что закручивание экономических гаек продолжится в любом случае.
Юрий ЛЕВЫКИН