После того как Кипр обнародовал схему "оздоровительных процедур" для банковской системы, по всей еврозоне люди выстроились в очереди в банки, чтобы забрать свои деньги. "В зоне евро мои деньги, положенные в банк, больше не принадлежат мне", – так объяснил свои действия вкладчик из Франции. "На самом деле деньги больше не являются тем, для чего они созданы", – грустно констатировал блогер из Австрии.
Нужно сказать, для таких утверждений есть все основания. Потому что уверения еврочиновников, что пример Кипра не заразителен, звучат неубедительно.
Во-первых, если подобное больше нигде не повторится, то зачем было так поступать с Кипром? Существовали и более гуманные способы спасения. Наказание Кипра могло быть только показательным – в назидание Греции, Испании, Италии и прочим ирландиям с португалиями.
Во-вторых, французы недаром говорят, что легче ни разу не изменить, чем изменить только раз. Однажды решив проблемы банков (которые, в свою очередь, появились из-за решения тех же еврочиновников обесценить греческие облигации) за счет вкладчиков, обязательно захочется повторить это еще. Прекрасный пример тому – Россия, где дефолт 1998 г. стал возможен именно в том виде, в каком произошел, благодаря практическому дефолту банковской системы СССР в 1991 г. – помните, за что ваши родители еще в 2010 г. получали "компенсации вкладов"?
Все последствия этого шага сейчас трудно предсказать. Однако одно совершенно очевидно: во всем мире люди, имеющие хоть сколько-нибудь значительные сбережения, ищут сейчас, куда их вложить, чтобы не остаться на бобах.
Как правило, большинство выбирает традиционные активы: золото и недвижимость. Увы, золото с развитием рынка фьючерсов делается все более спекулянтским активом. А недвижимость в 2008 г. показала, как она умеет превращаться в мертвый груз.
Для российских граждан поиски прибежища для денег еще более актуальны, нежели для европейцев. Уже общим местом стали рассуждения о том, что больше всего пострадали на Кипре именно российские вкладчики. Думается, теперь большая часть тех, кто держал там деньги, тридцать раз подумает, заводить ли счет в другом офшоре – пуганая ворона, как известно, куста боится. Тем более что и власти ЕС, и власти США грозят вообще покончить с офшорами.
Вопрос: и куда теперь понесут свои деньги российские граждане?
Тут можно выделить несколько категорий. Во-первых, высокооплачиваемые специалисты. Здесь все понятно – будут покупать московские и подмосковные квартиры. Увы, хотя недавно были обнародованы подсчеты, согласно которым средняя доходность сдачи квартиры в аренду – 7% годовых, ниже процента по депозитам (а в Москве вообще от 5% и ниже), пыла инвесторов это не охладило. "Квартира – это то, что останется в любом случае, а деньги – это просто раскрашенные бумажки", – так рассуждают сейчас многие.
Сложнее людям из власти, которым опасно "светить" имущество. У них альтернатив недвижимости вообще уже нет – но только недвижимости зарубежной. Беда в том, что, как показала практика, наши мздоимцы – неважные инвесторы. Они умудрились попасть впросак практически везде – и в ОАЭ, и в США, и в Испании, и в Италии, и на Кипре. Скорее всего, попадут и еще раз. Радоваться этому мешает тот факт, что профукивают они, по большому счету, наши деньги.
Что же делать? Однозначного ответа нет. Однако знакомый управляющий инвестиционной конторы поделился, что в последнее время все больше людей приходят с одной и той же просьбой: "Помогите составить инвестиционный портфель". Вот эта, третья категория инвесторов, скорее всего, сумеет сохранить сбережения лучше первых двух.
Татьяна СОЛЯНАЯ