Попытки российских властей выполнить требование главы государства и приостановить рост тарифов в сфере ЖКХ пока не принесли успеха. Напротив, резкое повышение стоимости коммунальных услуг отмечается все в новых и новых субъектах Российской Федерации.
К таким невеселым выводам пришло Министерство регионального развития, осуществившее мониторинг роста платежей населения за услуги ЖКХ в 49 российских регионах. Как заявил в ходе совещания оперативного штаба Межведомственной рабочей группы Министр регионального развития Игорь Слюняев, мониторинг показал, что из 49 субъектов Российской Федерации фактический рост платы за коммунальные услуги с 1 января 2013 г. подтвердился в 42 регионах.
Рост платы за отопление был отмечен в 15 субъектах Федерации. При этом максимальные значения были зафиксированы в Челябинской области (169%), Ленинградской области (160%), г. Санкт-Петербург (135%), Камчатском крае (132%). Основная причина - увеличение норматива потребления, в первую очередь, в связи с переходом к оплате услуги в течение отопительного периода.
Резкий рост стоимости горячего водоснабжения был зафиксирован в 15 субъектах Российской Федерации. Наибольший рост отмечен в Краснодарском крае (150%), Новосибирской области (142%), Еврейской автономной области (132%). Довольно серьезный рост показали и тарифы на холодное водоснабжение. Холодная вода подорожала в 16 регионах, преимущественно - из-за пересмотра нормативов. Максимальные значения зафиксированы в Амурской области (223%), Карачаево-Черкесской республике (148%) и Новосибирской области (143%).
Во всех регионах, где подтвердилось увеличение платы граждан, были приняты меры по ее снижению и перерасчету начисленных платежей. Также Межведомственной рабочей группой разработаны изменения в Жилищный кодекс РФ, устанавливающие предельные минимальные и максимальные индексы изменения размера платы. Они направлены на исполнение поручения президента РФ о максимально допустимом росте совокупного платежа граждан за коммунальные услуги на уровне не более 6% в течение года.
Во избежание новых "сюрпризов", Игорь Слюняев поручил Межведомственной рабочей группе взять под особый контроль изменение платежей населения за коммунальные услуги с 1 июля 2013 г., когда произойдет плановое повышение тарифов, и с 1 сентября 2013 г., когда начнется отопительный период.
Повышенное внимание властей всех уровней, вплоть до президента, к ситуации с тарифами в ЖКХ не удивительно. Очевидно, что при определенном стечении обстоятельств проблема легко может перейти из социально-экономической в политическую плоскость. Резко пошедшая вверх стоимость коммунальных услуг уже начинает упираться в платежеспособность наименее обеспеченных слоев населения. При этом в ряде случаев на жалобы граждан на рост тарифов от местных чиновников им приходится слышать довольно циничные предложения о смене жилья на меньшее по площади и ресурсоемкости.
Все это уже в скором времени способно спровоцировать социальный протест, многократно превышающий по своим масштабам события прошлого года на Болотной площади и проспекте Сахарова. Так, если причины "болотных" протестов не совсем понятны подавляющему большинству населения, то такие "шкурные" проблемы, как невозможность платить за свет, воду и тепло по новым тарифам, понимаются гражданами сразу и в полной мере.
Самое неприятное в данной ситуации состоит в том, что даже при всем желании власти не в состоянии изменить ситуацию и "отыграть назад", как того требует президент. Основными причинами роста тарифов являются критическое состояние коммунальной инфраструктуры и системная коррупция, в которую втянуты управляющие компании в области ЖКХ.
Решить ни одну из них ни президентским указом, ни спешным вливанием средств уже невозможно. Своеобразным обезболивающим могут стать некие государственные субсидии коммунальной отрасли, но избавить от проблемы в полной мере они не помогут. Во-первых, "лишних" денег в стране с каждым годом становится все меньше, а во-вторых, результат денежных вливаний довольно быстро будет нивелирован благодаря все той же коррупции. Искоренить же последнюю в сложившейся ситуации не представляется возможным, так как она является частью общей системы.
Таким образом, в ближайшем будущем коммунальная сфера станет одной из главных головных болей российских властей. При том что лекарства от нее, помимо стремительно сокращающегося в количестве "обезболивающего", у него сегодня нет.
Юрий ЛЕВЫКИН