Попытка властей заставить работодателей отказаться от возрастной дискриминации при поиске персонала приведет лишь к потере времени как для самих компаний, так и для потенциальных кандидатов. В лучшем случае возраст претендентов будут выяснять окольными путями или указывать в объявлении о вакансии возрастные предпочтения вместо ограничений. В худшем людям придется ездить на заведомо бесперспективные собеседования и испытывать чувство не только потраченного впустую времени, но и обманутых надежд. И вряд ли это улучшит положение немолодых работников на рынке труда.
Напомним, с предложением ввести штрафы за размещение вакансий с ограничениями по возрасту выступило Министерство труда. Правительство идею поддержало, хотя эксперты с самого начала указывали на ее абсурдность. Очевидно, что работодатель всегда найдет способ отказаться от приема на работу неподходящего, с его точки зрения, кандидата. И здесь уже не важно, по каким именно параметрам он не подходит. Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru это подтвердил, проведя опрос на соответствующую тему. Выяснилось, что большинство работодателей (59%) предложенную инициативу не поддерживают. По их мнению, искусственное вмешательство в процесс подбора персонала не ликвидирует дискриминацию на рынке труда, который "отлично регулирует себя сам".
Разумеется, новый закон усложнит жизнь рекрутерам, но лишь с той точки зрения, что им придется прилагать дополнительные усилия для выяснения возраста кандидатов (например, по датам окончания учебы и стажу работы, указанному в резюме, или в ходе неформальной беседы по телефону) и придумывать приемлемые способы отказа. Кто-то из опрошенных специалистов кадровых служб заявил о том, что задумается над введением медкомиссии или ужесточением требований к вакансии. "Придется придумывать супертребования к соискателям, чтобы потом найти причину для отказа кандидатам, которые явно не проходят по основным критериям", – комментируют HR-менеджеры. Хотя подобный подход вряд ли получит широкое распространение. Ведь супертребования могут отпугнуть не только пожилых людей, но и других потенциальных кандидатов.
Участники опроса отмечают, что возрастные ограничения бывают вполне оправданными. Например, на тех позициях, где предполагается тяжелый физический труд. И вряд ли продавец в летах сможет найти общий язык с клиентом в магазине молодежной одежды. Но даже когда формально "уважительной" причины нет, желание работодателей рассматривать кандидатуры лишь определенного возраста может объясняться не просто прихотью, но и заботой о психологическом климате в компании. Далеко не каждый 50-летний человек сможет влиться в коллектив, где средний возраст сотрудников 20 – 30 лет. "Комфортно ли будет специалисту в возрасте работать под началом у юной девочки? Долго ли продержится юная девочка в коллективе мудрых всезнающих дам?" – вопрошает один из участников исследования. Разумеется, бывают исключения. Но искать их в огромном количестве априори неподходящих кандидатов – удовольствие сомнительное.
И вот тут возникает интересная тема: на самом деле для уверенного в себе профессионала возрастные ограничения не помеха. Скорее, наоборот, зная о подобных требованиях, он сможет лучше презентовать себя, выделиться из общей толпы кандидатов и доказать работодателю, что полностью соответствует желаемой позиции.
По сути, нововведение – очередная попытка государства под прикрытием популистских лозунгов о справедливости переложить собственные заботы на плечи бизнеса. Рано или поздно придется все же повышать пенсионный возраст, поэтому проблему трудоустройства пожилых людей действительно надо начинать решать уже сейчас. Но не мифическими штрафами, а созданием новых рабочих мест, курсов переквалификации с одновременной их пропагандой среди целевой аудитории и тому подобными мерами.
Анастасия КАВЕСТНИКОВА