Тратить, тратить и еще раз тратить. Невзирая на кризисы, не думая о завтрашнем дне, не опасаясь новых экономических потрясений. Такой потребительский портрет россиян вырисовывается из последних исследований ВЦИОМ. Причем все чаще товары приобретаются за рубежом, благо сегодня это можно делать, не покидая пределов собственной страны.
Исследователи поинтересовались у жителей 46 регионов России, как бы они распорядились "лишними" деньгами в сумме 45 – 50 тыс. руб., полученными дополнительно к основному доходу. Почти треть респондентов (28%) ответили, что купят какие-то мелкие вещи для дома; 8% предпочтут добавить к этой сумме еще денег и совершат крупную покупку, столько же участников опроса потратят их на развлечения и путешествия. На образование и лечение пустят средства, соответственно, 13% и 12% респондентов.
Лишь 28% россиян предпочтут отложить свободные деньги на черный день. Отнести их в банк или приобрести ценные бумаги готовы 14% опрошенных, вложить в дело – 4%, потратить на переквалификацию, дополнительное пенсионное обеспечение или покупку полиса медицинского страхования – по 1%. Примечательно, что непопулярной стратегией оказалась раздача долгов, – такой ответ дали только 11% респондентов.
При этом всего 30% населения имеют сбережения, и ближайшее будущее большинству россиян кажется безоблачным. По крайней мере, 59% не ожидают изменения своего материального положения в этом году, а каждый пятый (22%) даже рассчитывает на его улучшение. Справедливости ради стоит отметить, что большая часть подобных оптимистов рассчитывают на собственные силы – дополнительный заработок от фриланса, работы по совместительству или рост доходов от частного бизнеса. Увеличения пособий ждут 4% опрошенных, роста доходов по банковским вкладам – 2%, повышения стипендий и алиментов, а также доходов от сдачи внаем жилья или другого имущества – по 1%. Тех, кто ожидает ухудшения своего материального положения, ВЦИОМ насчитал лишь 12%. Для сравнения: в 2009 г. таких было 32%.
Между тем некоторые изменения в потребительском поведении россиян все же заметны. Продолжая тратить деньги, они стали более тщательно их считать и выбирают наиболее выгодные варианты покупок. В частности, об этом свидетельствует повышенный интерес к зарубежным интернет-магазинам. Ведь не секрет, что заказать товар за границей зачастую в разы дешевле, чем приобрести его в России. По данным "Почты России", в 2012 г. число доставленных в Россию посылок со сделанными в иностранных магазинах покупками значительно выросло. За год российские адресаты получили из-за рубежа около 30 млн почтовых отправлений, большая часть которых содержала в себе "товарные вложения".
"Учитывая то, что, по данным экспертов, средняя стоимость покупки в зарубежных интернет-магазинах составила 2,7 тысячи рублей, суммарно в 2012 году российские потребители потратили около 80 миллиардов рублей на товары в зарубежных интернет-магазинах", – отмечается в сообщении пресс-службы "Почты России".
Заметно чаще, чем раньше, россияне стали делать покупки в китайских интернет-магазинах: доля китайского почтового экспорта выросла за год более чем вдвое – с 8% до 17%. Объем почтовых отправлений в Россию из Италии увеличился в полтора раза, из США – на 26%.
Мария ТРИФОНОВА