Общественное и экспертное обсуждение проекта стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, правительство поддержало снижение с 6 до 2% накопительной части пенсии с 2013 года. Об этом говорится в письме, которое вице-премьер Ольга Голодец направила 9 ноября председателю Госдумы Сергею Нарышкину.
Госдума во втором чтении рассмотрит соответствующие поправки в проект бюджета Пенсионного фонда на следующий год, сообщили "Ведомости". Председатель правительства Дмитрий Медведев полностью поддерживает идею и уже согласовал с "Единой Россией" положительное голосование по поправкам. Депутат Михаил Сердюк сообщил, что бюджетный комитет уже одобрил поправки, сокращающие накопительную часть пенсии.
В поправках предлагается сократить отчисления на накопительную часть пенсии с 6 до 2% от фонда оплаты труда. "Сэкономленные" 4% будут направлены на страховую, то есть солидарную, часть трудовой пенсии, сообщает агентство "Прайм".
Столь поспешное решение о сокращении накопительной части пенсии вызвало бурные дискуссии, против уничтожения накопительной части высказались эксперты Института Гайдара, Высшей школы экономики, Центра стратегических разработок, Экономической экспертной группы, РСПП, Всемирного банка, ОЭСР, экономисты инвестбанков, руководители Сбербанка и Внешэкономбанка.
А вот Минтруд поддержал Институт гуманитарного развития мегаполиса, директор которого Юрий Горлин помогал писать пенсионную стратегию. Горлин работал вместе с Голодец, когда та была председателем совета НПФ "Норникель".
Сокращение накопительной части неверный шаг, заявлял весь финансово-экономический блок правительства, в том числе министры финансов и экономразвития Антон Силуанов и Андрей Белоусов, а также первый зампред правительства Игорь Шувалов. Не согласна и помощник президента Эльвира Набиуллина, говорит сотрудник Кремля.
Голодец - не самостоятельный игрок, объясняет человек, близкий к Кремлю: она молодой член кабинета министров, у нее нет политического веса, она сама бы никогда не рискнула идти напролом, не имея никакой поддержки в кабинете министров.
Уверенность Голодец придал Путин, рассказали три федеральных чиновника. Президент публично заявил о необходимости дискуссии, а не публично разрешил резать накопительную часть, но дистанцировался от принятия решения.
"Я не помню за последние годы случая, чтобы по такому принципиальному вопросу Дума не согласилась бы с правительством. Так что это значит, что судьба накопительной пенсии предрешена", - сообщил "Независимой газете" руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Разговоры о временности этого шага означают, по мнению Гурвича, одно: после снижения ставки отчислений накопительную часть сделают добровольной, что будет равноценно ее ликвидации.
Хотя правительство уже приняло решение о ликвидации накопительной пенсионной системы, Forbes продолжает вести дискуссию о проекте новой пенсионной реформы. Владимир Крейндель, эксперт Института финансовых исследований, пишет, в частности о том, что власть, скорее всего, проигнорирует звучащую критику, оперируя мифами в дискуссии по накопительной компоненте.
Миф первый: накопительная система менее эффективна, чем распределительная, и не способна уберечь накопленные средства от российской инфляции. Это не так: все зависит от параметров экономики и "содержимого" инвестиционного портфеля. Если экономика "молодая" и растущая, то работников с каждым годом становится больше, ВВП растет.
Миф второй: Распределительная система поможет справиться с негативными демографическими трендами. Напротив, утверждает эксперт, именно фундаментальная неспособность распределительной системы адаптироваться к старению населения и привела к созданию накопительных систем. Но когда число работников, вносящих взносы в систему, начинает падать, система становится неустойчивой.
В 2011 году МВФ оценил размер финансовой "дыры" (накопленные пенсионные дефициты до 2050 года), с которой столкнется Россия: чтобы ее закрыть, вся экономика страны должна работать больше года.
Миф третий. Масштаб проблем в российской пенсионной системе вызван "бременем" накопительной системы. Ее ликвидация обеспечит устойчивость. Все с точностью до наоборот, считает эксперт - именно популистская индексация расходов на пенсии в 2009-2010 гг. создала дефицит пенсионной системы (около 3,2% ВВП), который отнюдь не ограничивается дефицитом ПФР.
Миф четвертый. Пенсионные накопления - долгосрочный ресурс для инвестирования в российские проекты. С точки зрения интересов будущих пенсионеров вложения должны производиться в диверсифицированный глобальный индексный портфель, возражает эксперт. Грамотная диверсификация не требует никаких сверхусилий и бесплатна.
Миф пятый. Результаты работы накопительной системы зависят от мастерства управляющих. Анализ результатов деятельности управляющих компаний показывает, что мастерство управляющих (в смысле выбора перспективных бумаг отдельных компаний) если и существует, то стоит чрезмерно много, чтобы оправдывать себя, пишет Владимир Крейндель
Миф шестой. Дефицит распределительной пенсионной системы можно еще долго закрывать за счет постепенной приватизации госимущества. Это не так: остающиеся на балансе государства активы - это скорее бремя, а не ресурс. Властям придется приложить немало усилий по реструктуризации, чтобы подобные активы работали на пенсионеров, утверждает он.
Миф седьмой. Добровольная накопительная система будет работать. Более 90% россиян никак не готовятся к наступлению пенсионного возраста), а задумавшись - в лучшем случае накапливает средства на депозитах, напоминает эксперт. Это вряд ли может обеспечить требуемую доходность в долгосрочном периоде.
Предложенная правительством стратегия не решит проблему несбалансированности пенсионной системы, которая будет усугубляться и дальше по мере ухудшения демографических условий, резюмирует он.
Напомним, в начале октября Минтруд обнародовал проект "Стратегии развития пенсионной системы РФ". Ведомство Максима Топилина предложило осуществить в 2013 году так называемый страховой маневр: на 2-3 года уменьшить взнос на накопительную часть с 6 до 2%, а начиная с 2015 года сделать для граждан участие в накопительной части пенсии добровольным, а не обязательным, как сейчас.
Также в начале октября вице-премьер по социальной политике Ольга Голодец признала полное фиаско накопительной системы: "В этом году у нас выходят первые люди, которые участвовали в накопительной системе, и мы с большим сожалением должны констатировать, что эти люди не смогли в большей части накопить себе на пенсию". Уровень пенсий, который по накоплениям оказался ниже инфляции, означает реальную потерю средств, добавила она.
По ту сторону баррикад оказались такие ведомства, как Минэкономразвития (МЭР) и Минфин. Глава МЭР Андрей Белоусов выступил в начале ноября категорически против ликвидации или сокращения накопительной пенсионной системы. Свою позицию он объяснил высокими рисками и сомнительной выгодой от такой меры. Об этом же говорит и глава Минфина Антон Силуанов: "2% в накопительную часть ничего не решают. Мы считаем: 6% не нужно трогать".
Из-за ликвидации накопительной части пенсии тревожатся также представители НПФ. На прошлой неделе Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), возглавляемая Константином Угрюмовым, направила президенту Владимиру Путину письмо, в котором говорится о негативных последствиях ликвидации обязательной накопительной пенсии - сокращении долгосрочного инвестиционного ресурса, и росте недоверия граждан к пенсионной системе и в целом к государству.
По данным НАПФ, за 8 месяцев 2012 года число граждан, сделавших осознанный выбор в пользу НПФ, превысило 3 млн человек, а всего к началу 2013 года в системе фондов их будет более 20 млн. Этот кусок рынка, который оценивается в несколько триллионов рублей. Как сообщила ранее Голодец, 1 января 2013 года в накопительной части будет 2,4 трлн рублей.