Уже сейчас очевидно, что голливудские мейджоры готовы форсировать продвижение 3D-фильмов на рынок. По словам Катценберга, производители и дистрибьюторы стремятся взять под контроль сферу, которая до этого момента не была охвачена в должной мере, но именно развитие в сторону 3D-кино сулит хорошие перспективы, а следовательно, и высокие доходы. Главное преимущество продукта в том, что кинотеатры предложат зрелище, которое нельзя получить дома, сидя на диване перед домашними кинотеатрами. Ожидается, что выход 3D-фильмов поможет существенно снизить и интерес к пиратской продукции. Впрочем, такие надежды кинопроизводители питали и раньше.
Хотя большая часть публики воспринимает 3D-формат как нечто совершенно новое, патент на использование стереоскопического эффекта в кино был получен еще в конце 1890-х годов. Еще более любопытно, что «золотой эрой» 3D принято считать 50-е годы прошлого века. Тогда на экраны вышел легендарный фильм ужасов «Дом восковых фигур». Некоторые голливудские мейджоры пробовали свои силы в 3D – и Walt Disney Studios, и Universal, и 20th Century Fox, и MGM. Выпускались не только фантастические фильмы или хорроры, но и вестерны, и даже мюзиклы. Впрочем, многие отмечали, что фильмы с использованием 3D-технологий в то время было тяжело смотреть, глаза сильно уставали. Интерес к формату начал падать, и в 1955 году стало понятно, что 3D-фильмы не способны заменить обычное кино. Впрочем, это не помешало фильму «Стюардессы», появившемуся в прокате в 1969 году, стать самой прибыльной 3D-картиной всех времен. Жесткий сюжет закручен вокруг одной ночи из жизни бортпроводниц пассажирского самолета. Главная героиня срывается с 30-этажного небоскреба, другие девушки переживают приключения с наркотиками и сексом и так далее. С бюджетом в 100 тыс. долларов фильм собрал кассу в 27 млн.
Подобную выгоду и в наше время способен извлечь далеко не каждый фильм. Так, скажем, одним из наиболее приметных событий в области продвижения 3D стал выход на экраны «Беовульфа» режиссера Роберта Земекиса, хорошо известного своими экспериментами в области спецэффектов. Ко всему прочему, он применил передовую технологию performance capture, ярким примером использования которой можно назвать Горлума из трилогии Питера Джексона «Властелин колец». Однако 3D-эпик не принес удовлетворения его создателям. Лента слабо выступила в прокате: с бюджетом в 150 млн долл. она заработала лишь 195 млн. Не отметила фильм «Оскаром» и Американская киноакадемия.
Но подобный «прокол» никак не означает, что 3D опять ждет та же участь, что и в 50-е годы. В 3D были отсняты 20 минут финальной сцены фильма «Гарри Поттер и Орден Феникса» и некоторые эпизоды новой части «Бэтмена» под названием «Темный рыцарь». Появились «Кошмар перед Рождеством», «Полярный экспресс», «Дом-монстр» и «В гости к Робинсонам». Можно прогнозировать, что уже в 2010 году среди номинантов «Оскара» окажутся картины, снятые в этом формате. Скажем, режиссер «Титаника» Джеймс Кэмерон 18 декабря 2009 года выпустит фантастический эпик «Аватар», события которого происходят на некой планете в далекой галактике. На громадном экране 3D-кинотеатра зритель увидит инопланетный животный и растительный мир: 60% всего показанного на экране будет создано при помощи компьютерных эффектов. Нельзя не сказать, что задумка Кэмерона поразила даже Питера Джексона («Властелин колец») и Стивена Спилберга («Парк Юрского периода»). Кстати, в этом же году на экранах должны появиться и обновленные 3D-«Стюардессы». Так что «золотой век» начинается вновь.