Самая закрытая каста японского общества впервые согласилась приоткрыть тайны своей жизни в эксклюзивном интервью для телеканала "Вести". Знаменитые и загадочные японские гейши, которые практически не выходят на улицу, не пользуются общественным транспортом и никогда не общаются с журналистами, сделали исключение для нашего корреспондента. Разрешения на съемку пришлось добиваться несколько месяцев и с условием, что этот материал не покажут в Японии. Уникальные кадры и секретные подробности о том, как живут японские гейши.
Гейши редко появляются на улицах. Одеяние сковывает движение. Это одна из причин, почему они никогда не пользуются общественным транспортом. В облачении важна каждая деталь, включая цвет ремешков на деревянных сандалиях окоя. У более опытных майко он розовый. В дверях одного из самых роскошных ресторанов Киото они появляются около 6 часов вечера. Название этого заведения знают только избранные. Чтобы сюда попасть, одних денег мало, еще нужен высокий социальный статус. В этот вечер за столиками — президенты крупных японских компаний.
Вот так выглядит повседневная работа гейши. График достаточно напряженный. Бывает, они работают неделями без выходных. Гейши должны занимать гостей непринужденной беседой и следить, чтобы бокалы не оставались пустыми. Чем больше гостей, тем выгоднее. Например, этот ужин стоит около 70 тысяч иен на человека. В рублях это около 25 тысяч.
В мире гейш киотские — они называются "гейко" — высшая и самая закрытая каста. Они редко дают интервью и не любят, когда их снимают за работой. С нами они согласились побеседовать только затем, чтобы не создавать неудобной ситуации перед важными гостями.
"В шесть лет я впервые увидела гейшу по телевизору. Она была очень красивой. Она прямо как будто светилась вся. Я еще тогда захотела стать такой же. Но я совсем не ожидала, что работа будет такой сложной. Я никогда не ложусь раньше 2-3 часов ночи. Ужины всегда затягиваются допоздна. Поэтому поначалу я постоянно хотела спать, но со временем привыкла", — говорит киотская гейша Фукуэ.
"Наша жизнь, конечно, совсем не похожа на жизнь обычных молодых людей. И новички, и опытные гейко обязаны всегда носить кимоно. Чтобы стать профессионалом, нужно очень многим пожертвовать в жизни. Мы во всем должны подчиняться наставнице. Даже в мелочах, включая правильное открывание дверных створок и раскладывания спальных матов — татами", — вторит первой другая гейша по имени Фукумари.
По иероглифам слово "гейша" значит "человек искусства". Важнейшим для них является японский танец буе. При всей кажущейся незамысловатости движений он требует каждодневных многочасовых тренировок. В большинстве, гейши живут по двое или по трое в отдельных домах — они называются "окия" — под опекой ока-сан. Это значит, что матушка, которая раньше тоже была гейшей, разбогатев, купила дом и теперь воспитывает новое поколение.
Ока-сан всегда сопровождает гейш за ужином. Она внимательно следит за тем, как девушки справляются с обязанностями. Им запрещено прикасаться к еде и напиткам, хотя публика любит угостить гейшу саке и пивом. На этих кадрах хорошо видно, что гейша просто подносит бокал к губам. В провинции, где порядки попроще, ока-сан сама помогает подопечной нанести грим и надеть кимоно. Обычно на это уходит около двух часов. В Киото для этого приглашают отдельных специалистов, в основном — тоже из бывших гейш.
Белила наносят не только на лицо. Шея и немного спины тоже должны оставаться открытыми. В японском представлении о прекрасном это лучше всего подчеркивает женственность и привлекательность. Глаза подводят красным. Это — символ крови.
"Красная тушь — это защита от злых духов. Она нужна для того, чтобы показать, что гейша — это живой человек. Просто белое лицо похоже на маску смерти", — рассказывает бывшая гейша, делающая в этот момент макияж молодой коллеге.
Облачение в кимоно требует специального навыка и физической силы. Зимний наряд — это от 6 до 10 килограммов шелка стоимостью до 10 до 60 тысяч долларов. Пояс (по-японски — "оби") в длину — без малого 7 метров: это украшение и корсет одновременно. Парик — непременный атрибут гейко. Одно из требований — он должен быть сделан из настоящих человеческих волос. "Перед каждым ужином я всегда волнуюсь, смогу ли понравиться гостям", — говорит молодая гейша.
В провинции, где народ попроще, нравы не такие строгие. Ближе к концу веселье развивается по произвольной программе. Фривольность допускается, но только до определенного предела, который четко понимают все, в том числе — сами гости. В крайнем случае, ока-сан — она всегда рядом — в обиду не даст.
Гейшам нельзя выходить замуж: это неизбежный конец карьеры. Но это не значит, что у них не может быть богатых покровителей. На ужине в Киото один из гостей сообщил нам, что близкие отношения запрещены только с юными майко, а с гейко можно договориться. Только дело это крайне затратное и редко заканчивается замужеством.