Средневековая эпидемия чумы, известная под собственным названием "Чёрная смерть", вновь привлекла внимание учёных. Недавно мы писали о междисциплинарном исследовании феномена Чёрной смерти, проведённом по программе Гарвардского университета (США). Оно касалось первой волны "второй пандемии" в Европе (1347-1351).
В научных кругах первой пандемией человечества считается Юстинианова чума (VI – VIII век нашей эры), второй – Чёрная смерть (1347 – 1722) и третьей – современное распространение чумы, которая всё ещё не побеждена в некоторых странах.
Своеобразную эстафету по изучению средневековой Чёрной смерти подхватил немецкий Институт Макса Планка, объединив учёных из разных стран для изучения не первой, а последней вспышки чумы на европейском континенте – эпидемии в Марселе (Франция), имевшей место в 1720-1722 годах.
В 1998 году при раскопках на месте монастыря Обсерванс в Марселе было обнаружено чумное кладбище. В распоряжение исследователей попали больше двухсот останков жертв марсельской эпидемии. Из зубов умерших археогенетики смогли извлечь фрагменты ДНК и по ним реконструировать геном чумной палочки, в 1720-1722 годах погубившей больше 100 тысяч жителей Марселя и окрестностей.
Учёных интересовали простые вопросы: почему некогда вездесущая, не пощадившая ни одну страну болезнь вдруг исчезла из Западной Европы? Вспышки чумы возникали в разных местах Европы на протяжении почти 400 лет, с 1347 по 1722 годы, что их вызывало? И что сегодня может спровоцировать новую вспышку заболевания?
"К нашему величайшему удивлению, чума XVIII века, по всей вероятности, является прямым потомком той разновидности чумной палочки, которая проникла в Европу и стала причиной Чёрной смерти несколькими столетиями ранее. В наши дни эта разновидность бактерии полностью исчезла", — рассказал археогенетик Александр Хербиг (Alexander Herbig).
"Результаты изучения генома позволяют предположить, что болезнь пряталась где-то в Европе на протяжении нескольких веков", — добавляет биолог и археогенетик Кирстен Бос (Kirsten Bos), ведущий автор исследования.
Иными словами, за все вспышки чумы во время второй пандемии в Европе несёт ответственность одна и та же бактерия или её "прямые потомки", затаившиеся на континенте. Кирстен Бос, однако, допускает, что чума могла попасть в Марсель извне – город являлся и является одним из крупнейших портов на Средиземном море. Такая вероятность остаётся, поскольку точное место происхождения марсельской чумы учёные пока не смогли определить.