Итак, деньгами называются металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Однако в разные времена деньгами были ракушки и топоры, золотое руно и меха, соль и родовые знаки —тамги, шейные украшения — гривны и бусы… Потом появились односторонние монеты, затем двухсторонние из золота и серебра, меди и бронзы, алюминия и никелина. Далее появилась необходимость в «дублерах» денег, и в ход пошли всевозможные жетоны и талоны, токинги и донативы… А вместе с ними появились и крылатые выражения, фразы, пословицы и поговорки, вроде — «Бросать (швырять, кидать) деньги на ветер», «Не имей сто рублей…» и так далее.
И все-таки когда же появились слова «деньги», «монета», и что они обозначали первоначально? Скажем прямо: на этот счет написано немало книг, научных трудов… Давайте предоставим слово ученым, и пусть первым выступит француз Жан Бабелон, почетный главный хранитель медалей Парижа и автор книги «О древней нумизматике»: «Нумизматика — это наука о монетах, взявшая свое название от признака, который римляне приписывали своей покровительнице Юноне Монете. Этимология этого эпитета — дело довольно темное, и ни одно объяснение не удовлетворяет полностью. Но совершенно точно, что в Риме монеты чеканились на Капитолийском холме, рядом с храмом Юноны Монеты. Вполне очевидно также, что в античности слово «монета» не использовалось для обозначения денег: говорили: «номисма» — слово греческого происхождения, которым обозначали серебряную монетку, равную древней бронзовой ливре».
Далее французский ученый отмечает, что употребление монет установилось с появлением первых человеческих обществ. Они были в форме кусочков металла с какими-то оттисками. Эти «кусочки» появились в конце VIII в. до и. э., а первые бумажные деньги — во Франции в 1701 г. при следующих обстоятельствах: в результате обременительной войны с Испанией в казне стало катастрофически не хватать денег, по приказу Людовика XIV пошла на переплавку даже придворная золотая и серебряная посуда, но и это не помогло. Тогда главный контролер монет Мишель Шамияр стал выдавать в обмен на металл билеты долгосрочного пользования, которые назывались «Билеты монет». Вскоре люди привыкли пользоваться ими.
Теперь предоставим слово известному филологу, автору популярных книг «Ты и твое имя», «Имя дома твоего» и «Слово о словах» Л. В. Успенскому:
«Имена собственные с незапамятных времен обладали способностью превращаться в имена нарицательные, так же как и нарицательные — в собственные. Возьмите наше — малоупотребительное, правда, в современном русском языке — слово «монета». Сложные метаморфозы произошли с ним очень давно, еще в Древнем Риме, но и сегодня они представляют интерес.
Еще в IV—III в. до н. э. в Риме среди богов и богинь почетом пользовалась супруга Юпитера, Юнона-Монета, то есть Юнона-Советчица. К ее оракулам, то есть, предсказаниям, составлявшимся жрецами, прибегали во всех затруднительных случаях государственной жизни. По преданию, во время тяжелой войны с царем Пирром (281—276 гг. до н. э.) смущенные неудачами римляне запросили богиню Монету об исходе войны. Больше всего их волновал вопрос, где добыть денег для защиты государства.
Всеведущая богиня успокоила свой народ, заверив его, что средства найдутся, лишь бы Рим вел борьбу справедливо, угодными богам приемами. В благодарность за такое предсказание, которое к тому же и сбылось, римляне разместили мастерские, чеканившие деньги, на территории храма Юноны-Монеты и стали на выпускаемых денежных знаках выбивать ее изображение.
В скором времени благодаря этому металлические кружки с образом Монеты стали именоваться «монетами» (как много столетий спустя червонцы с головой Наполеона — «наполеондорами» или царские кредитные билеты с портретами Екатерины 11 — «катеньками»). Уже в речах Цицерона мы встречаем слово «монета» как в значении «деньги», так и в значении «монетная фабрика», «монетный двор»…».
Есть и свидетели всего вышесказанного — это, например, римский динарий магистрата Тита Каризия (45 г. н. э.), на лицевой стороне которого изображена голова богини и написано: «Монета». На другой стороне — целый набор инструментов монетного двора: клещи, которыми держали раскаленный слиток, молоток и четырехгранный столбик — штемпель.
На монете изображена и остроконечная шапка с лавровым венком — принадлежность бога кузнецов и техники Вулкана. С тех пор кузнец и молот являются, пожалуй, самыми популярными сюжетами на монетах всего мира.
С большой точностью К. Маркс фиксирует появление первой русской чеканной «деньги»: «1389… При Дмитрии Донском все еще бывшие до тех пор в ходу кожаные деньги — куны были заменены маленькими серебряными монетками по образцу татарских. (Раньше на Руси деньгами служили меха ценных пушных зверей. Куна — шкура куницы
сюда относится также мех одного из видов белок).
Монголы раньше пользовались маленькими кусочками древесной коры или кожи с оттиснутым на них ханским клеймом, позднее монетами из серебра (танга) и меди (пула), откуда и русские стали называть свои серебряные монеты: деньги (данги), а медные: пулы (пуло или пул)». (Архив К. Маркса, Ф. Энгельса.—1946.—Т. VIII.— С. 152.).
Но есть варианты происхождения названия «деньга». Например, в книге А. Векселера и А. Мельниковой «Московские клады» говорится: «Но, как знак происхождения и первоначальной близости русских монет и золотоордынских дирхемов, за русскими монетами закрепилось название «деньга» (от арабского и персидского слова «даник»). «Деньга», «деньги» стали с тех пор собирательным названием для денег вообще, сменив древнее название «куны». Слово «алтын», как и «деньга», «гуло», имеет татарское происхождение…
Слово серебро в лексиконе славян долго было синонимом денег, подобно слову «аржант» в современном французском языке,— сказано в книге М. М. Максимова «Очерк о серебре». Так, в новгородских документах за 1209 г. упоминается, что посадник Дмитрий и братия его «повелеша на новгородьцих серебро имати».
Первая псковская летопись за 1229 г. сообщает слова псковичей Ярославу: «Ходили есте в Колываню и серебро вэясте, а правды не учиниста». По третьей новгородской летописи 1386 г., люди «били челом Дмитрию Донскому 8000 серебра».
К слову «монета» на Руси стали привыкать лишь со времени Петра I. Появление первых русских бумажных денег — ассигнаций — при Екатерине II в 1769 г. впоследствии сказалось на монетной системе: инфляция бумажных денег обесценивала медную монету. Серебряные и золотые стали размениваться на все большие суммы в медной монете.
Так появились удивительные медные монеты, где рядом с номиналом было отчеканено слово «серебром» — от полушки до трехкопеечника, который появился впервые в период денежной реформы 1839—1848 гг. Медная монета нового веса и вида (16 рублей из пуда меди) уравнялась в цене с серебром. Пятак в этой серии не выпускался.
Лишь десять лет спустя, в 1849 г., перешли к чеканке без слова «серебром»— в 5, 3, 2, 1, 1/2 и 1/4 копейки на 32 рубля из пуда, причем номинал последних двух обозначался словами «денежка» и «полушка». Вместо государственного герба стали помещать вензеля российских императоров. В 1867 г. был введен последний тип монеты Российской Империи, сохранившийся до 1917 г.
С реформой 1840 г. связано изменение старых названий монет: трехкопеечная монета, равная по ценности 10 копейкам в старой монете, получила народное название «гривенный», сохранившееся на долгие годы рядом с названием «гривенник» для серебряной монеты. В Сибири новую копейку стали называть «алтымишник», «семитка» или «сеном», в средней России — «трынкой». Двухкопеечная монета— грош, которая равнялась 7 копейкам в дореформенной монете, в народе надолго получила название «семак». Грошем стали называть полукопеечную монету, а «деньга» стала «грошиком» и т. д.
Картину денежного обращения в прошлом веке обрисовал в своих воспоминаниях писатель Н. Д. Телешов, чей московский литературный кружок «Среда» был весьма популярен: «…Когда начинаешь вспоминать о прежней Москве своего раннего детства, то ясно видишь, как менялась мало-помалу и до какой степени изменилась вся жизнь людей, как отмирали и отмерли старые обычаи, привычки, верования, старый быт и даже исчезли многие слова из обихода…
В те времена даже у денег были иные названия: медная монета в полкопейки называлась «полушка» или грош, монета в две копейки — «семитка», в три копейки «алтын» (отсюда и серебряный «пятиалтынный» — то есть, 15 копеек), медная монета в пять копеек называлась «пятак», серебряная в 10 копеек — «гривенник», в 20 копеек — «двугривенный», в 25 — «четвертак», в 50 копеек — «полтинник».
Рублевая бумажка называлась «целковый», трехрублевая— «трешник», в 10 рублей—«красненькая», 25 рублей — «четвертная», а сторублевая, самая крупная единица в былые времена, называлась сначала «радужная» — за свою бледно-разноцветную окраску, напоминающую спектр, а в дальнейшем именовалась уже «Катенька» — за портрет императрицы Екатерины II.
Торговцы так и говорили между собой: «Какая цена?..» Отвечали: «Две Катеньки!» или «Три Катеньки!».
Позднее выпущены были билеты в 500 рублей, с портретом Петра I, но они ходили больше по банкам, ввиду их значительной стоимости, и в народе их было мало.
Выражение «при деньгах» уместно, когда речь идет о богатом человеке, настолько богатом, что не он имеет деньги, а они его «держат» при себе. Впрочем, как и во многих пословицах, может иметься и другой смысл: человек приставлен к деньгам, а сам по себе ничего не стоит.