Туристы и кладбища (мир путешествий)

Дикие Хозяйки

Если вы не гот, вероятнее всего, посещение кладбищ не входит в вашу программу проведения досуга. Однако такое положение легко изменится, если речь пойдет о кладбищах необычных. В чужой стране места захоронения могут рассказать много интересного об ее истории и стать источником ярких впечатлений. Мы предлагаем вашему вниманию рассказ о кладбищах вполне совместимых с понятием "туризм"!

ЯНАКА Токио, Япония

Токийское кладбище Янака поражает неискушенного европейского туриста настолько, что по приезду домой фото погоста демонстрируют друзьям и родным как едва ли не главную увиденную достопримечательность. Во-первых, кладбище и прилегающие к нему территории с XVII века служили храмовым комплексом, так что в окрестностях есть на что взглянуть и помимо погостов (например, храмы Теноуджи и Канеджи). Во-вторых, Янака знаменито своими вишневыми деревьями, которые по весне покрываются благоухающими белыми цветами, никак не ассоциирующимися со смертью. А в-третьих, сами могилы выглядят крайне необычно. Каменные надгробные плиты расположены очень близко друг к другу, почти не оставляя места для прохода, у каждой лежат цветы разной степени свежести и стоит емкость с водой (чтобы духи умерших, посетившие место своего упокоения, могли утолить жажду после дороги).

Больше всего на этом кладбище поражают похожие на лыжи, исписанные иероглифами, деревянные планки, воткнутые в землю около надгробия. Они называются сотоба и являются частью погребального ритуала — на них пишут имя усопшего, которое дается ему после смерти. По правилам сотоба оставляют на могиле усопшего на 49 дней после его смерти, а затем устанавливают лишь по случаю значительных годовщин. Однако на Янака сотоба не убирают никогда.

Возле каждой могилы возвышается несколько дощечек — по их числу можно понять, сколько человек тут похоронено. Дело в том, что в Японии принято хоронить в семейных могилах. Объясняют это не только желанием лежать всем вместе, но и чисто практическими соображениями. Зачастую фамильная усыпальница — единственная возможность «приткнуть» родственника на покой. Похороны в Стране восходящего солнца обходятся крайне дорого, причем самая разорительная статья расходов — покупка земли.

Со свободной площадью здесь вообще напряженно, оттого и города растут вверх, а не вширь. Так что приобретение участка под захоронение для многих становится делом всей жизни. Бешеных денег стоят и ритуальные услуги, и каменные надгробные плиты (за самую скромную придется отдать 3000 долларов). Именно поэтому на них нередко можно увидеть надписи, выкрашенные красными чернилами. Этот цвет означает, что человек еще не умер, просто делать гравировку сразу двух имен дешевле, вот вдовы и вдовцы и прописываются к супругам заранее.

Еще на кладбище периодически попадаются на глаза статуи с повязанными вокруг шеи красными фартуками. Это вовсе не модернистское искусство, как можно было бы подумать, а символ местных верований. Скульптуры изображают Дзидзо — духа, помогающего грешникам в аду.

ГОЛЛИВУД НАВСЕГДА Лос-Анджелес, США

Место отдыха для бессмертных — так называют представители лос-анджелесской богемы кладбище Hollywood forever, расположенное на бульваре Санта-Моника. Основанное в 1899 году, оно стало последним приютом для большинства людей, связанных с голливудским кинопроизводством. Здесь похоронены сценаристы, режиссеры, актеры, продюсеры и прочие личности, положившие жизнь на благо важнейшего из искусств. Кстати говоря, к кладбищу примыкает киностудия Paramount, в свое время выкупившая часть кладбищенского парка под строительство павильонов.

До сих пор действующее Hollywood forever включено в список исторических памятников. Все здания на его территории регулярно реставрируют. Между могилками периодически ходят группы довольных экскурсантов (сейчас им разрешено посещать даже частные семейные склепы). Иногда на кладбище устраивают какие-нибудь дни памяти с показом кино. Фильмы транслируют в местной часовне на огромном плазменном экране, который во время заупокойных служб используют для демонстрации слайд-шоу из биографических фотографий умершего.

ПЕР-ЛАШЕЗ Париж, Франция

Парижское кладбище Пер-Лашез, пожалуй, самое знаменитое в мире. Знаменитостей мирового уровня здесь похоронено больше, чем где-либо еще. Писатели Оноре де Бальзак, Марсель Пруст и Оскар Уайльд, композиторы Жорж Визе, Джоаккино Россини и Фредерик Шопен, художники Эжен Делакруа и Амедео Модильяни, оперная дива Мария Калласс, знаменитая танцовщица и основоположница современной хореографии Айседора Дункан, певица и кумир эпохи Эдит Пиаф, легендарная актриса Сара Бернар. Благодаря этим громким именам народная тропа к кладбищу не только не заросла, но и даже расширилась до размеров проспекта.

Посмотреть на места погребения великих людей и почтить их память каждый день приходят тысячи людей. На кладбище проводят экскурсии. Они пользуются у туристов не меньшей популярностью, чем посещение Лувра или Эйфелевой башни. Чтобы удовлетворить любопытство аудитории, несколько лет назад даже создали специальный сайт, на котором можно совершить виртуальное путешествие по Пер-Лашез (www.pere-lachaise.com).

САН-МИШЕЛЬ Венеция, Италия

Вы когда-нибудь задавались вопросом, где хоронят умерших венецианцы? В городе, воздвигнутом на небольших островках, соединенных мостами, где каждый метр земли был застроен еще несколько веков назад, просто нет места для кладбища, а по христианской традиции тело усопшего должно быть погребено. Выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации прост: для захоронения у венецианцев есть целый остров — Сан-Мишель, за свое печальное предназначение прозванный в народе Островом смерти. Всю его территорию, обнесенную высокой стеной, занимает кладбище. На православной части находятся могилы Игоря Стравинского, Иосифа Бродского, Сергея Дягилева. Построенный на острове в 1469 году храм Святого Михаила стал первой венецианской церковью в стиле ренессанс.

Кладбищем Сан-Мишель стал только при Наполеоне, во времена французской оккупации в начале XIX века. Тогда решили, что хоронить умерших в пределах города негигиенично. Правда, в те времена на этом месте было два острова — собственно Сан-Мишель и отделенный от него узким каналом Сан-Кристофор. В 1836 году кусочки суши соединили, застроив канал, после чего на увеличившемся в размерах Сан-Мишеле открыли тюрьму, которая в наши дни не работает. Кладбище же до сих пор является действующим, а поскольку его площадь ограничена, тела спустя некоторое время после захоронения эксгумируют и помещают в ячейки склепа. Так что положение в землю носит лишь ритуальный характер.

МЕМОРИАЛЬНЫЙ ПАРК «НИРВАНА» Семених, Малайзия

Огромнейший парк «Нирвана» с прекрасной архитектурой, ручьями, водопадами и радующими глаз клумбами язык не поворачивается назвать кладбищем. Тем не менее здесь хоронят малайцев разного вероисповедания: мусульман, буддистов, даосистов и христиан. Для представителей каждой религии в парке есть своя территория, причем каждая из них не стихийное нагромождение могил, а торжество дизайна. Кладбище спроектировано по принципам фэн-шуй — согласно поверьям малайцев правильно похороненный предок приносит много счастья и денег своим потомкам. Это место примечательно еще и тем, что оно частное и жутко дорогое.

Зато тут есть садовники, смотрители, охранники, а также персонал, который ухаживает за могилами. Малайцы часто еще при жизни приобретают себе здесь участок, так как считают это хорошим вложением денег. По парку приятно гулять. На его территории находится самая длинная статуя дракона, ну и вообще все жизнерадостно-прекрасно: цветут цветы, журчат ручьи, щебечут птицы — одним словом, торжествует жизнь. В таком месте об усопшем скорее вспомнишь как об отличном парне, даже если он был злобным и мелочным скрягой, а горечь утраты быстро сменит умиротворение.

ВЕСЕЛОЕ КЛАДБИЩЕ Сэпынца, Румыния

Главная статья доходов небольшой деревушки Сэпынца, что неподалеку от румынско-украинской границы, — туризм. Ежегодно ее посещают тысячи путешественников. Такой популярности это крошечное селение обязано местному кладбищу, а вернее, художнику Стану Иону Пэтрашу, некогда изготовлявшему могильные кресты для почивших односельчан. Что его на это подвигло, не ясно, однако в 1935 году Пэтраш начал вырезать из дуба могильные кресты, красить их в яркий, жизнерадостный голубой цвет и снабжать картинками, изображающими, как человек жил или погиб.

Ткачиха над станком

парикмахер, стригущий чью-то макушку

самогонщица, колдующая над зельем, — иллюстрации со всей правдивостью отражают жизнь румынской деревни, не упуская из виду ни местных пьяниц, ни неверных жен.

Причем кроме портретов каждое надгробие снабжено и стишком о жизни сограждан, когда лирическим, а когда и полным сатиры. Вот содержание одного из них: «Под этим тяжелым могильным крестом лежит моя бедная теща. Если бы она прожила дольше хоть на три дня, я был бы на ее месте, а она читала бы эти строки. И ты, проходящий мимо, не тревожь ее вечный покой, ведь если дух ее вернется домой, то живо откусит мне голову. И я, в свою очередь, сделаю все, чтобы навеки почила, моя дорогая теща».

Сам художник умер в 1977 году, его могила находится тут же, среди 800 его творений. Кроме того, в доме, где жил Пэтраш, сейчас организован музей его творчества. Веселое кладбище внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

разместил(а)  Филимонова Дарья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: