В последние годы о Майкле Джексоне редко говорили в позитивном ключе - общественность обвиняла его едва ли не во всех смертных грехах. За событиями личной жизни певца подзабылось главное: за все это время так и не нашлось того, кто свергнул бы Майкла Джексона с трона короля поп-музыки. Дни.Ру вспоминают его пять лучших песен. Billie Jean
Написав "Билли Джин", Джексон долго уверял своих слушателей в том, что еще на стадии подготовки к записи он знал, что это стопроцентный хит, - словно бы музыкант "наполнился песней изнутри". Однако полагаться исключительно на свое чутье певцу не приходилось: сюжет песни Майкл позаимствовал из жизни. История о том, как некая поклонница писала ему письма, в которых рассказывала, что у нее от Майкла сын, что ей и Майклу суждено быть вместе, легла в основу композиции. В реальности случилось еще и продолжение: однажды музыкант получил по почте пистолет, и в прилагаемом сообщении прототип Билли Джин предлагала ему застрелиться в одно и то же время ("сына" ждала та же участь).
С женщиной все обошлось - ее благополучно отправили лечиться в сумасшедший дом, а вот история приобрела такую популярность, что получила второе рождение в песне "Stan" белого рэппера Эминем, известного также жесткой пародией на Джексона в клипе "Without Me". На презентации "Billie Jean" Майкла впервые продемонстрировал зрителям фирменную лунную походку спиной вперед. Первым певец ввел моду и на "vice versa" - тенденцию "наоборот" в мировой культуре: если Джексон потратил миллионы на пластические операции по осветлению цвета кожи, то, к примеру, Эминем заработал миллионы на том, чтобы делать "черную" музыку.
"Billie Jean" мгновенно завоевала признание, продержавшись в американских чартах с осени 1982-го по февраль 1983-го на первом месте. Такой успех ей принесли повторяющиеся басовые партии, словно с каждой секундой ускоряющие ритм, в сочетании с высоким вокалом Джексона. Позднее, в 2004-м, Кани Уэст и другие коллеги Майкла Джексона несколько видоизменили дэнс-поп и ритм-н-блюз звучание песни, слегка утяжелив басы. Однако оригинальное звучание трека до сих пор делает его одним из наиболее популярных.
Thriller
Если "Billie Jean" принес Майклу Джексону прежде всего народную славу, то "Thriller" вознесли на пьедестал критики. Тем не менее, именно благодаря песне про фанатку по имени Билли Джин альбом "Thriller" длительный период держался на первых местах всевозможных чартов. После выхода видеоклипа на композицию этот релиз ноября 83 года стали сметать с прилавков так активно, что альбом до сих пор является самым продаваемым в истории музыкальной индустрии.
Что касается самого материала, то отличительной его особенностью является сочетание балладной лирики, более привычной для рок-музыкантов, с диско-тремором 80-х. Кто знает, что случилось бы в наше время, когда обвинения в плагиате сыплются на головы со всех сторон, но тогда мало кто обратил внимание на то, что композиция содержит много элементов, делающих ее похожей на "Give It To Me Baby", фанк и соул музыканта Рика Джеймса. Правда, взамен Майкла постигла та же участь: элементы клипа, главным образом, та часть, где упыри и вурдалаки во главе с Джексоном пляшут на кладбище, растащили на цитаты все, кто только мог, включая мультипликаторов (например, папа "Симпсонов" Мэт Гроуминг).
Smooth Criminal
Седьмой по счету и второй из наиболее успешных альбомов Джексона, "Bad" 1987 года подарил миру еще один повод для всеобщего помешательства - композицию "Smooth Criminal". Любопытно, что поначалу Джексон не собирался включать ее в альбом и добавил практически в последний момент, заодно решившись снять на нее и видео.
В нем Майкл впервые предстает перед зрителем уже не коротко стриженным молодчиком, а длинноволосым романтическим мужчиной, от которого остается лишь силуэт в туманной дымке. Здесь же начинается и эпоха его имиджевой стилизации - одетый под почти универсальную старину, в наряд, подходящий и Верлену, и Шекспиру, он создает образ, удобный для копирования.
Интересно, что и сама песня фонетически соответствует всемирно известной манере певца "акать" и "взвизгивать" в начале, в конце и между тактами: припев звучит "Annie are you OK?" Этой песне продлили жизнь альтернативщики Alient Ant Farm, выпустив в 2001 году ремикс, в котором довольно мягкий "Smooth Criminal" приобрел жесткое панковое звучание.
Black or White
С наступлением 1991 года, приходом к власти на культурном пространстве хип-хопа и началом крушения "американской мечты", Джексон разродился новым альбомом под кричащим названием "Dangerous". Чуткий к проявлениям расизма, Майкл сделал центральной песней мажорную по мелодике и речитативную по композиции "Black or White".
"And if you thinking of my baby, it's no matter if you're black or white", ("Если ты заботишься о моем ребенке, не важно, черный ты или белый") - эта фраза стала подспорьем не только для поборников пацифистского движения, но и для всех тех, кто призывал к толерантности.
Новаторским оказался и видеоролик, сопровождавший песню - а для хорошего продукта это означает то, что отныне он становится сэмплом для всех, кто желает воспользоваться чужими достижениями. "Aerosmith", остро в свое время ощутившие смену музыкальных стилей (и смело это преподнесшие в совместном с Run DMC клипе "Walk This Way"), через несколько лет сняли клип "Pink", заимствовавший видеоприемы почти хип-хоповой песни Майкла. В нем также один персонаж перевоплощался в другого на белом фоне, правда, в отличие от гуманистической идеи клипа Джексона, персонажи эти были гротесковые.
They Don't Care About Us
Предпоследний альбом Майкла Джексона "HIStory" уже не был попыткой на личном примере показать, как пагубно вести себя агрессивно по отношению к представителям другой расы. Почти революционерский призыв был заложен Джексоном в песне "They Don't Care Abut Us", которую для пущей убедительности он сопроводил клипом о жизни тюремных заключенных, чьи руки закованы в цепи. (Нетрудно догадаться, откуда, в том числе, господин Тодоровский-младший "одолжил" материал для эпизода суда в фильме "Стиляги").
Некоторые "доброжелатели", однако, нашли в песне и антисемитский подтекст - из-за фразы "jew me". Многие без конца толковали о крайней неполиткорректности Майкла, пока Спайк Ли, занявшийся съемками видео по этой песне, не отметил в музыке политику "двойных стандартов": слово "еврей", отчего-то звучит оскорбительно, когда как слово "ниггер" встречается сплошь и рядом.
Как всегда случается в таких случаях, изъятая из контекста, композиция зазвучала совершенно противоположным первоначальному месседжу образом. Основной же посыл песни был в том, что множество тюремных пленников осуждены несправедливо. К сожалению, с этой стороной проблемы, в отличие от истории песни "Billie Jean", Майкл столкнулся не косвенно, а лично - певец до конца дней неоднократно подвергался бездоказательным обвинениям в свой адрес.