Тайный мир магии Вуду

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.
Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Вуду… Каждый представляет себе что-то тайное и мрачное, связанное с этой магией. Эту магию боятся, ее обходят стороной и в нее верят безоговорочно. Неужели и вправду данная магическая система так страшна, как ее обрисовывают бездарные журналисты разного толка? Однозначного ответа на данный вопрос нет в силу того, что комплекс верований, который мы называем вуду, имеет множество направлений, с которыми мы и ознакомим читателя.

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Давайте определимся вначале с понятием слова вуду. Считается, что слово вуду происходит от воду, что на языке африканского народа фон (Дагомея, нынешние Бенин и Нигерия) означает «дух, божество». В креольских языках Нового Света это слово имеет много различных написаний (voudou, voudoun, vodoun, vaudau, vaudoun и т.п.) и читается как воду или водун. В английском языке оно трансформировалось в вуду (voodoo) или худу (hoodoo).

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити. В ней элементы римско-католической обрядности сочетаются с анимизмом и магией дагомейских рабов. Верховный Бог в этой религии управляет большим пантеоном духов, обожествляемых предков и святых. Все они общаются с верующими при посредстве сновидении, трансовых состояний и ритуальной «одержимости».

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Но различают и понятие худу – то есть колдовские действия, вытекающие из этой религиозной системы. Обычно, если хотят сказать о колдовстве Вуду – говорят «худу». Но это так принято в обеих Америках, в наших станах глубоко засело понятие Вуду: это магия (о религии ни кто и не подразумевает, называя это слово), причем «сатанинская» магия… И это представление в корне неверно. Для того, чтобы окончательно внести ясность в данный вопрос, давайте рассмотрим какие существуют направления в Вуду.

Сантерия — это синкретическая религия, сложившаяся на Кубе, в которой смешались африканские и католические элементы. В отличие от воду, африканские корни сантерии — не дагомейские, а в основном йорубанские. Йоруба — это племена, живущие вдоль реки Нигер на территории современных Бенина и Нигерии. Насильственно обращенные в колониях в христианство, рабы из йоруба практиковали свою родную религию втайне, используя католических святых как прикрытие для почитания африканских богов-ориша. Само название сантерия происходит от испанского слова санто, что означает «святой». «Сантерия» долгое время была уничижительным названием, которое сами последователи этого культа не употребляли.

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Африканские рабы на Кубе называли себя лукуми — как и их предки в Африке. Название же йоруба дали этому африканскому народу его северные соседи, а затем официально утвердили британские колонизаторы. Так или иначе, кубинские йоруба и самих себя, и свою религию долгое время называли лукуми. И лишь сравнительно недавно, когда к культу ориша стало приобщаться все больше белых (преимущественно испанского происхождения), многие его последователи стали соглашаться с названием сантерия, которое сейчас широко известно.

С Кубы сантерия распространилась в другие латиноамериканские страны — Венесуэлу, Панаму, Пуэрто-Рико, Колумбию, Мексику, а также в США, где существует мощная кубинская диаспора. Самые крупные центры сантерии в США — Майами, Нью-Йорк и Лос-Анджелес. В Европе много сантеро (так называют приверженцев сантерии, хотя часто под этим словом подразумеваются только жрецы) в Испании, Франции, Германии, Швеции и Великобритании. Всего в мире, по некоторым оценкам, может насчитываться от 75 до 100 миллионов человек, в той или иной степени связанных с религиозными и магическими практиками сантерии (лукуми).

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Пало-майомбе — религия, происходящая из Конго. Иногда ее называют просто пало, что в переводе с испанского означает «палка» (знахари конголезской традиции широко используют различные части растений). «Майомбе» — это название местности в западном Заире. Приверженцев этого культа, распространенного на Кубе и в южных штатах США, называют палеро или майомберо.

Майомберо пользуются славой патологически злых существ, склонных к черной магии, некромантии, мести и извращенным убийствам. Говорят, что черная магия является для них просто способом выживания во враждебном мире. Воздаяния майомберо избегают, «подкупая» богов — предлагая им пищу, напитки, деньги и принося в жертву животных. Считается, что за плату эти маги готовы наслать порчу или смерть на кого угодно.

Многие приверженцы сантерии так боятся майомберо, что даже говорить о них осмеливаются только шепотом. Со своей стороны, колдуны уважают ориша и стараются не вступать с ними в прямой контакт.

У пало-майомбе, однако, есть две ветви: «добрая» («христианская») и «злая» («иудейская», или «некрещеная»). «Христианские» майомберо используют в своих ритуалах католическую святую воду и работают с силами Бога, которого они называют Самбия, и «добрыми» духами мертвых. «Некрещеные» колдуны работают с силами дьявола (Кадиемпембе) и духами самоубийц, преступников и ведьм (ндоки).

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Кроме того, все палеро прибегают к помощи сил природы, особенно моря и лесов, и используют магические силы растений, особенно дерева сейба.

Одна из самых важных для палеро вещей — это его нганга — магический котел, изготовленный собственноручно. В котле хранятся человеческие черепа, кости, кладбищенская земля, пыль с перекрестков, ветки, травы, насекомые, скелеты небольших зверей и птиц и острые специи. После сложных ритуалов этот котел становится «микрокосмом». В нем живут духи мертвых, выполняющие задания мага. За хорошую работу палеро дает духам кровь петуха.

Палеро почитают Самбию (Бога-Творца), своих предков, вообще всех мертвых и духов природы (аналогичных ориша в сантерии). Природные духи воспринимаются приверженцами пало-майомбе как «чистая энергия». Этим духам нельзя приказывать, их невозможно «обуздать» или умилостивить; они имеют свои правила, и эти правила нельзя нарушать. Особенно почитаем Нсаси (Чанго). Палеро утверждают, что этот ориша происходит не из Нигерии, а из Конго. Для Нсаси готовят особый котел, который называется Сьеие Райос («Семь Молний»).

Палеро знают много способов прорицания. Некоторые пользуются раковинами, но не по сантерианской методике. Другие предпочитают обращаться к магическому зеркалу, витити менсу.

Макумба. Под этим словом чаще всего собирательно подразумевают бразильские аналоги сантерии и вуду: кандомбле, умбанду и кимбанду. Но для тех, кто делает различие между «белой» и «черной» магией в афро-бразильских традициях, макумба — это синоним в то же время «черного» направления, или кимбанды.

Хотя различные формы макумбы, как и сантерии, имеют йорубанские корни, в бразильских религиях гораздо заметнее присутствует влияние народов Конго и таких неафриканских элементов, как спиритизм Алана Кардека и восточные культы.

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Африканские рабы, которых португальцы начали завозить в Бразилию в середине XVI века, как и их собратья на Карибских островах, не отказались от своей исконной религии, но продолжали практиковать ее в католической «упаковке». Кроме того, негры обнаружили много близких им элементов и религиозно-магических культах местных бразильских индейцев. К тому времени, как рабы в этой стране завоевали свободу, уже пятнадцать поколений бразильцев — черных, белых и индейцев — выросло на преданиях о том, как вмешательство богов-ориша помогало людям обрести любовь, сохранить брак, вылечить больного ребенка или отомстить врагам. Сегодня представители всех бразильских рас и классов, внешне исповедуя католицизм, втайне верят в тот или иной вид духовного контакта с богами.

Кандомбле — это традиция, которая находится ближе всего к сантерии. Она основана на религии йоруба и сохраняет йорубанские названия божеств.

Первый центр кандомбле открыли в 1830 г. в Сальвадоре, старой бразильской столице и нынешней столице штата Баия, три бывшие рабыни. В эпоху рабства, когда мужчинам приходилось целыми днями работать в поле, негритянские женщины приняли на себя жреческие функции. Многие негритянки становились любовницами белых хозяев и благодаря этому укрепляли свои позиции духовных лидеров, убеждая португальцев, что свобода поклонения африканским богам способствует сексуальности. Первые три жрицы («матери святых») обучали других женщин («дочерей святых»); мужчинам не находилось места в этой иерархии. Даже сегодня мужчины в кандомбле исполняют скорее политические, чем духовные функции.

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Церемонии кандомбле во многом напоминают ритуалы воду и сантерии: такие же призывания богов, молитвы, жертвоприношения и «одержимость» верующих богами-ориша. Все афро-бразильские традиции придают особое значение исцелению духа; последователи кандомбле считают, что величайшее духовное исцеление происходит в тот момент, когда человек становится единым целым со своим ориша при посвящении в культ. Самые сильные ориша — такие, как Шанго или Огун, — воплощаются в людей наиболее насильственным и интенсивным образом. Часто жрец просит ориша снизойти на вновь посвящаемого помягче. За такое милосердие божеству предлагается подношение — например, жертвенный голубь.

Аналогом Легбы или Элеггвы в кандомбле являются эшу — изначальные природные силы, божественные трикстеры, которые служат посланниками богов. Их призывают, чтобы они позволили войти другим духам. В сантерии некоторые манифестации Элеггвы также носят имя Эшу; это боги злого умысла, неожиданностей, жизни и смерти.

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Один из главных праздников кандомбле, приходящийся в Рио-де-Жанейро на канун Нового Года, ежегодно транслируется по бразильскому телевидению. Это праздник Йеманжи, богини вод. В сумерках 31 декабря более миллиона участников ритуала, одетые в белое, устраивают миниатюрные личные алтари со свечами на пляжах. Жрицы, или мао ди санту («мать святого»), очищают и посвящают в сан новых жриц. В полночь все верующие заходят в океан и каждый опускает на воду свой собственный деревянный кораблик, украшенный цветами, свечами и фигурками святых. Если кораблики тонут, это означает, что Йеманжа (она же Дева Мария) принимает подношение своих детей и обещает помогать им в наступившем году.

Умбанда — синкретическая религия, возникшая в начале XX века и состоящая из католических, африканских, индуистских и буддийских элементов. Кроме того, в практике умбанды важную роль играет спиритизм Адана Кардека — учение о том, что общение с развоплощенными духами и получение информации о своих предыдущих воплощениях не только возможно, но и необходимо для духовного исцеления человека.

Умбандисты боятся непосредственного контакта с ориша, полагая, что такого рода взаимодействие — слишком интенсивное переживание для смертных, и предпочитают общаться с духами божественных предков и другими духами-наставниками. В Умбанде боги упоминаются под именами католических святых и имеют многие черты, свойственные индейским божествам.

Религиозные церемонии начинаются с призывания эшу для защиты от злых сил. Затем жрецы («матери и отцы святых») входят в состояние «одержимости» и приглашают всех присутствующих принять в себя духов. Духами-наставниками обычно являются индейские или африканские предки или умершие дети. Самые популярные бразильские духи-наставники — Прету Велью (Старый Негр) и Прета Велья (Старая Heгритянка), которые когда-то были мудрыми африканскими рабами-знахарями. Как и в сантерианско-водуистской «одержимости», люди, принимающие в себя духов, приобретают на время их характерные качества — например, становятся сгорбленными стариками. Кроме того, одержимые исполняют шаманские танцы, кружатся под барабанный бой и песнопения, курят сигары и трубки (табак — священное растение для индейцев).

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Умбандисты верят, что исцеление физического тела невозможно без исцеления духа. Раскрытие сознания для вхождения духа посредством экстатического транса совершенно необходимо для духовного роста. Духи входят в тело через голову и воспринимаются физическим телом через «третий глаз», расположенный в центре лба. Духи никогда не умирают, но вечно путешествуют по иным мирам, иногда вновь воплощаясь в физическом теле. Самые просветленные духи учат и исцеляют через медиумов умбанды. Каждый раз, когда медиум принимает в себя духовного наставника, дух и сознание медиума поднимаются на более высокий план бытия.

Кимбанда. Обычно применительно к злонамеренным духам умбандисты употребляют слова «низшие» или «необузданные», а не «злые». Они верят, что все духи со временем развиваются и обретают высшее сознание. Приверженцы кимбанды используют темную сторону низших духов для черной магии. Иногда слово макумба используется как синоним кимбанды.

Как и последователи умбанды и кандомбле, кимбандисты призывают различных эшу, обращаясь к их «трикстерским» и колдовским аспектам. Эшу Рэй, Эшу Мор и Эшу Перекрестков часто отождествляются соответственно с Люцифером, Вельзевулом и Астаротом. Особенно сильный ужас вызывает у бразильцев Эшу Транка Руас. Если молитвы, обращенные к этому темному богу, достигают цели, жертва может потерять работу, любимых, семью, здоровье и в конце концов умереть, обнаружив, что для него «все пути закрыты». Помочь в этом случае может только белая магия богов-ориша.

Из сказанного выше вытекает, что Вуду не так просто, как кажется. Но это не так. В наших постсоветских странах дело сложилось так, что Вуду практикуют соотнося его с православием или же смешивая несколько ветвей этого культа. Считается, что практиковать Вуду могут только посвященные бабалаво (жрецы) или бокоры (колдуны). Это тоже не совсем верно. Как когда-то выразился Скотт Каннингем: «Чье посвящение считать более высшим: Жреческое или Божественное?» Так что, выбрав себе покровителя из пантеона Вуду, можно смело просить у него посвящения.

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Выполнение обрядов Вуду можно охарактеризовать как относительно несложное действие. Относительно потому, что в обряде присутствует своеобразная система, как впрочем, и в любом другом виде магического действия.

Эта система основана на общении мира физического с нефизическим, и эту коммуникацию устанавливает и проводит в определенных целях маг Вуду. Выглядит система примерно так:

– заклинание Вуду сила воздействия;

– материальные средства (магия) (жертвоприношение и объект или цель воздействия магические предметы);

– дух-помощник или лоа, эшу.

Целесообразность проведения обряда.

Маг осуществляет целепостановку, призывает лоа или духа – соответствующего цели обряда, некоторые призывают «своих» лоа, так как считается, что каждому могущественному жрецу обязательно покровительствует какой-нибудь из лоа, которому за участие и в знак уважения приносится жертва (сладости, кушанья, обычные куриные яйца, а также еще нужно учесть, что каждый лоа или дух любят определенные виды жертв – арбуз, шампанское, жемчужные ожерелья или даже дорогую косметику) и при помощи магических предметов выполняется обряд, посвященный какой-либо цели или направленный на конкретный субъект.

Целесообразность обряда Вуду определяется магом, корректируется лоа, направляется предметными действиями, от нее зависит сила обряда, и в конечном итоге она приходит к объекту воздействия, потому, что является им, а действия Вуду изменяют природу объекта или субъекта воздействия в соответствии с целепостановкой и целесообразностью.

Вуду – это религия, практикуемая главным образом в карибских странах, особенно в Гаити.

Как видите, достаточно просто, главное, правильно и мудро поставить цель вашей работы, определяя ее целесообразность и достойно звания жреца Вуду выполнить ее. При этом не забывая, что вы – маг, существо бесстрашное, но осторожное, и могущественное, но не излишне самоуверенного. Приведенная здесь схема магического обряда совершенно точно подходит и под работу в любом магическом направлении, не только Вуду, и понимание такая связь определяет вашу деятельность как магическую.

Если мы что-то делаем, чтобы творчески что-то изменить, значит мы выполняем магическое действие. И так как психология человека предполагает наличие креативности и творческих способностей, это значит, что многим людям присущи магические способности. Но в силу того, что магия является делом тяжелым для человека в норме, так как задействует огромное количество энергии, большее, чем обычное человеческое творчество или деятельность, отнюдь не каждому дано разрешение ею заниматься. Также и потому, что люди в вопросах целепостановки и этики магии недостаточно мудры. И почти всегда нелегко находить альтернативные источники энергии для жизни и занятия магией.

разместил(а)  Дубинина Тамара


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: