Старинное русское слово «оберег» ныне почти забыто. А жаль! Можно ли лучше передать смысл понятия - беречь, охранять. «Талисман, ладанка, при¬веска от сглазу, от огня, воды, змеи, падежа, порчи свадеб, болезней, для разрушения вредных чар...» - так толкует слово «оберег» В. И. Даль.
Сегодня оберегом, талисманом, амулетом мы считаем, как правило, драгоценные камни. А вот наши предки-язычники использовали в этом качестве еще и всевозможные украшения из металла и дерева, вышитые нитками и бисером элементы одежды. При этом защищающее, охранительное значение имели символы и рисунки, которые изобразил художник. Носились такие украшения, как правило, на груди, чтобы закрывали сердце.
Таковы были, к примеру, гривны - массивные украшения из золотой или серебряной проволоки. Изображались на них чаще всего солнце и луна, земля, вода, птицы, растения. Носили гривны и мужчины.
Символические изображения природных стихий сопровождали вступающих в брак. На свадебных оберегах можно было видеть картины засеянной земли, птиц в гнезде, цветущих растений - они должны были охранить будущую семью от дурного глаза, способствовать достатку семьи, появлению здоровых детей.
В старинных головных уборах те же изображения солнца, деревьев, птиц. Сами названия уборов звучат «по-птичьи»: кокошник от «кокошь» - петух, кичка - утка и т. п. Особенно много украшений-оберегов располагалось в старину на шее и вокруг ворота одежды: считалось, что это наиболее уязвимые части тела.
Защитить человека от злых стихий должны были «посредники» между мирами людей и духов: русалки, грифоны. Их изображения чаще всего можно встретить на подвесках к головным уборам.
Оказывается, и старинная русская вышивка имела значение оберега! Не случайно она располагалась, в основном, на вороте или вокруг него, а также на рукавах, по подолу юбки: тут магический узор служил не только защитой, но как бы придавал большую силу рукам и ногам земледельцев.
Если уж у одежды искали защиты наши предки, то что говорить о растениях, которые поддерживали их жизнь с самого рождения: и кормили, и поили, и лечили! Еще задолго до восхода солнца отправлялись в луга и леса за травами деревенские колдуны, знахари и ворожеи. Им были известны травы и коренья на все случаи жизни.
Защиту от злых сип, бесовских чар сулили чернобыльник, зверобой. Девушки вплетали чернобыльник в венки, втыкали в стены домов и коровников, ставили у дверей, чтобы загородить путь злым ведьмам. Зверобой нужно было собирать в темноте, до рассвета, а на «купалье» плели из него венок и плясали в нем у костра. Затем венок высушивали и вешали в доме - верили, что он в течение всего года будет охранять дом от порчи.
Белена, переступень, живучка, считалось, обладали способностью защитить от молнии, града, предотвратить засуху или наводнение. Вербена, сельдерей и валериана, по поверьям, обеспечивали богатство, любовь, почести и покровительство сильных мира сего. Мазью, приготовленной из вербены, которую собрали в ночь на Ивана Купалу, натирали тело, что якобы способствовало получению всего желаемого.
Уходят в прошлое модные в былые годы научные теории, опровергаются еще вчера бесспорные истины... Но завтрашний студент, отправляясь на экзамен, как и его прадед, положит на всякий случай медный пятак под пятку - а вдруг оберег поможет? Прохожий, которому перебежала дорогу черная кошка, спрячет в кармане «кукиш»... Живучи суеверия! А вдруг?!
Ольга Данилина