Признаюсь, я никогда не понимал, почему многие привычные и понятные слова вдруг абсолютно немотивированно вытесняются у нас новыми, ну, скажем, были всегда кегли, стали почему-то боулингом. Так же и с горным туризмом, который с недавних пор именуется хайкингом, впрочем, это касается только заграничного его применения. Другое дело, что их цивилизованный хайкинг отличается от нашего дикого горного туризма отсутствием зачетно-спортивной заданности, выраженной познавательной составляющей на всем маршруте, размеченными знаками дорожками и избушками с удобствами на пути.
Хайкинг или горный туризм в Альпах, и особенно в Швейцарии настолько популярен, что 2010-й год объявлен в здесь годом именно этого активного отдыха, в связи с чем Швейцарский совет по туризму устроил показательный хайкинг, пригласив в конце августа журналистов из 30 стран в самый южный кантон Тичино. В переводе с английского хайкинг означает дальнее пешее путешествие, в спортивно-туристическом смысле – это путешествие по горам, точнеее предгорьям, потому что не предполагает использования альпинистского снаряжения. Есть еще трекинг, вот тот уже включает элементы скалолазания. Чем хорош хайкинг – он доступен практически любому относительно здоровому человеку, включая пожилых и детей, минимально затратен и возможен в любое время года кроме зимы. Последнее очень важно, потому что в распоряжении хайкера с апреля по ноябрь оказывается вся пустующая в это время альпийская горнолыжная инфраструктура – отели, подъемники, смотровые площадки, рестораны, причем по весьма щадящим тарифам.
И все же, когда руководители Швейцарского туризма сказали нам, что в стране 60.000 км специально подготовленных трасс для хайкинга – больше, чем в любой другой стране мира, в сознании с трудом умещались эти полтора экватора, которыми какие-то фокусники сумели опоясать горные долины страны площадью в одну область Центральной России. Осознаешь это не сразу даже “на местности”, только в какой-то момент, когда шагаешь, например, с палками по бесконенечной лестнице на обзорную точку на вершине горы Generoso и оттуда видишь дивную панораму Луганского озера и окрестных гор, тебя вдруг осеняет, что в Швейцарии куда ни пойди, и природа, и деяния человеческих рук вызывают восторг и благоговение.
Понятно, что за четыре дня мы не преодолели и одной тысячной этой дистанции, зато впечатления незабываемы, ведь хайкинг как раз и настроен не столько на преодоление трудностей в пути, сколько на созерцание окрестностей. А Тичино есть что показать. Это итальяноговорящий кантон, история и культура которого уходят корнями в Древний Рим, его главная долина, в которой расположена столица Беллинцона, стоит на главном альпийском пути, связывающим Южную и Центральную Европу, а потому веками была предметом раздоров, и сегодня три ее замка-крепости занесены в список Всемирного наследия Юнеско и по праву являются одной из главных туристических достопримечательностей и, естественно, отличным маршрутом для хайкинга.
По иронии судьбы другой такой достопримечательностью стал строящийся железнодорожный тоннель AlpTransit, длиной в… 57 км, длиннейший в мире!, который в отличие от крепостей не перекрывает этот главный альпийский транзит, как крепости, а наоборот, упрощает его, убирая с горных дорог тысячи фур, курсирующих тут в обоих направлениях ежедневно. Чтобы посмотреть это будущее чудо инженерной и строительной мысли и технологий, люди записываются на экскурсии за полгода, нам же сделали исключение, и после теплого курортного Лугано и берегов его озера мы продолжили свой хайкинг по мрачным тоннелям в выданных оранжевых комбинезонах, резиновых сапогах и касках. Аттракцион продлится до декабря 2017 года, когда тоннель будет полностью готов. Впрочем, тогда тоннель тоже можно будет посмотреть, но уже из окна скоростного поезда, который по расчетам преодолеет 57 км за 18 минут, то есть, со скоростью 200 км/час – много не увидишь.
Удивительно, но на территории маленького кантона мегатоннель оказался далеко не единственным мировым рекордсменом. Следующией целью нашего хайкинга стал еще один строительный монстр – дамба Luzzone в долине Бленио, самая длинная в мире, на которой пролождена трасса для скалолазов. Высота дамбы – более двухсот метров, да еще вверху она зрительно имеет отрицательный уклон, и при ракурсе снизу весьма впечатляет – спортсмен, карабкающийся на дамбу, снизу смотрится, как муравей. Правда, меня больше поразило не это, а то, что у гиганской плотины, сдерживающей собой нависшее над долиной озеро, я не увидел никакой охраны. Сквозь тело дамбы проходит автомобильная дорога, а также дорожка для туристов. У нас это был бы стратегический строгоохраняемый объект, а в Швейцарии – fun для скалолазов и туристов.
Наверное, это немаловажный фактор, который в значительной мере делает Швейцарию столь желанной для путешествий – ощущение абсолютной безопасности и полного спокойствия в любой ее точке в любое время суток, будь то железнодорожный вокзал или горное урочище.
К счастью, есть Альпы, есть Швейцария, вошедшая в Шенген, и ставшая тем самым доступнее для россиян, есть Тичино и ее горные долины c дорогами, мощенными древними римлянами и романскими церквами времен раннего Средневековья. В их арочках я вижу явные признаки родства с домонгольскими памятники Владимирской Руси. Одна из самых известных, Негретино, с фресками 11 века, стоит у водопада по дороге на дамбу Luzzone, еще две я встретил в живописнейшей деревушке Giornico, стоящей прямо на главной автотрассе кантона. Река картинно раздваивается в центре деревни, открывая взору два старинных каменных мостика и силуэты церковных башен. Вплотную к церковным стенам и к замкам Беллинцоны подступают виноградники – Тичино славится своим “Мерло”.
Я непременно вернусь сюда не обремененным расписанием, просто побродить по горам золотой осенью и поснимать вволю, а потому беру с собой в Москву подаренные палки для хайкинга, с которыми, как оказалось, не пускают в самолет, - их нужно сдавать в багаж. Впрочем, это единственное, в чем можно упрекнуть Swiss Interhational Airlines - лучшего авиаперевозчика по маршруту Россия-Швейцария. Из Москвы и Петербурга у них три ежедневных рейса в Цюрих и Женеву, летающих практически без опозданий и масса услуг, не знакомых другим компаниям. Так, уже закончив свой хайкинг в Беллинцоне и имея еще полдня до рейса из Цюриха, я, по подсказке Швейцарского совета по туризму, которому очень благодарен за эту поездку, «зачекинил» свой чемодан и получил посадочный талон с указанным местом в самолете прямо на тамошней железнодорожной станции. Освободив себе таким образом руки и лишний час, если не полтора, для фотосессии живописного старинного Люцерна, попасть в который я давно мечтал и который весьма кстати оказался практически по дороге в Цюрих.