Бремя власти – тяжкое бремя. И дела земные, а также многочисленные грехи, совершённые во имя или супротив, не отпускают многих монархов даже после смерти. А уж если и смерть короля оказалась насильственной...
МАЛЬЧИКИ В БЕЛОМ
Разумеется, «рекордсменом» по числу призраков-королей (и не только королей) является старая добрая Англия. Хотя, добрая ли? Так, в 1483 году в Тауэре исчезли два наследных принца: герцог Йоркский, 9-ти лет отроду, и 12-летний принц Эдуард V. Эти два мальчика были основным «препятствием» к трону для их дяди, герцога Глостерского, который после бесследного исчезновения принцев сделался королём Ричардом III.
Разумеется, люди всегда умели складывать «два плюс два», и слухи о том, что герцог приказал убить мальчиков, распространились немедленно по всей Англии. Новоявленный король всячески открещивался от причастности к исчезновению законных наследников и их возможной смерти. Однако правда выплыла наружу в буквальном смысле этого слова: в крепости, где пропали наследные принцы, многие стали видеть призраки двух мальчиков, которые безмолвно плыли по воздуху, взявшись за руки.
И плавали эти несчастные призраки по крепости почти двести лет, пока в 1674 году, во вовремя ремонта в Тауэре, в одной из секретных комнат не обнаружили два маленьких скелета.
По приказу короля Карла II их захоронили в Вестминстерском аббатстве, и с тех пор невинно убиенные принцы перестали волновать живых.
ГЕНРИХ И «СЕМЕЙСТВО»
Однако не все царственные призраки так спокойны и тихи. Например, призрак короля Генриха VIII, у которого было 8 жён, большинство из которых плохо кончили, всегда появляется перед грозой и сам громыхает подобно громовым раскатам. Он, кстати, принадлежит к редчайшему типу привидений, от которых вместо могильного холода исходит жар.
Те, кто сталкивался с этим призраком, испытывали ужас и дикую подавленность. Вот как описывает один очевидец свою встречу с грозным фантомом: «В дальней галерее послышались громкие шаги... Создавалось впечатление, что шагает тяжёлый исполин. Шаги исполина всё ближе, слышно его тяжёлое дыхание. Вдруг сверкнула молния, её свет осветил фигуру короля. На голове его была корона, он был закован в латы. Гневом горел его взор... С приближением Генриха мы почувствовали, что от него исходит жар, как из печки...»
Злосчастные жёны этого короля тоже обрели «вторую жизнь» в качестве привидений. Наиболее ужасно выглядит призрак Анны Болейн, казнённой по обвинению в супружеской измене. Призрак королевы часто гуляет по парку во дворце Хэмптон-Корт, но может возникнуть и в неожиданных местах в самом замке, неся отрубленную голову под мышкой.
19 мая, в день своей казни, призрак Анны появляется в Тауэре в виде женщины в белом, которая, держа отрубленную голову в руках, бродит по тюрьме. Есть свидетельства, как в 1874 году один из стражей Тауэра попытался проткнуть ужасный дух штыком, но лезвие пронзило лишь воздух.
В тот же день призрак королевы видят в Бликлинг-Холле. Правда, зрелище это не для слабонервных: обезглавленная королева мчится в карете, запряжённой четвёркой обезглавленных лошадей, и держит на коленях свою голову.
Кстати, замечено, что в годы, когда день казни Анны Болейн совпадает с полнолунием, тускнеют её изображения на портретах, а внутри замка слышны приглушённые стенания и женские крики. Скорее всего, казнь 19 мая 1536 года пришлась на полнолуние.
Опять же в Хэмптоне можно столкнуться и с призраком четвёртой жены Генриха VIII – Екатериной Говард которая тоже сложила голову на эшафоте. Призрачная королева всякий раз бежит в сторону часовни, у дверей которой оборачивается и страшно кричит. Как описывают хроники, узнав об обвинении, Екатерина бросилась в часовню молить о пощаде.
Возможно, в Хэмптоне с первыми двумя призраками пересекается призрак ещё одной жены Генриха – Джейн Сеймур, умершей от родов. Говорят, король её любил. Хотя о какой любви может идти речь, когда во время родов выяснилось, что доктора могут спасти только одного: или мать, или ребёнка, и Генрих крикнул: «Спасайте ребёнка, жён я найду сколько угодно!»? Обычно дух Джейн Сеймур появляется в годовщину рождения её сына, наследника престола Эдуарда XI, и тогда можно видеть, как королева Джейн парит в длинных белых одеждах, держа в руках горящую свечу.
ПРИЗРАЧНАЯ СРЕДА ОБИТАНИЯ
Вообще, дворец Хэмптон-Корт – это средоточие призраков. Одно из помещений дворца даже назвали Галереей призраков – так часто они здесь встречаются. Мало того, с 1800 года в замке даже завели специальную книгу, где отмечаются все случаи наблюдения призраков. Имеется там запись и королевы Виктории. А вот сама «бабушка» живых, по счастью, не беспокоит.
Впрочем, и без неё имеется много «желающих». Например, ныне здравствующая принцесса Маргарет периодически встречалась с призраками короля Чарльза I и королевы Елизаветы I. Последняя, кстати, предпочитает библиотеку. В одном из окон замка часто видят бледное лицо Георга II, смотрящего на флюгер. Этот король умер от сердечного приступа, когда дожидался важных документов из Германии.
Сумасшедший при жизни Георг III после смерти стал сводить с ума живых. Его шумный призрак, поселившийся в Виндзоре, обожает подкарауливать членов королевского семейства и пугать своим видом. У принцессы Дианы после одной такой «встречи» случился даже психический срыв.
ОБНАЖЁННЫЙ ПРИЗРАК
А вот в английском городке Ковентри иногда объявляется призрак обнажённой всадницы, которая среди ночи скачет на белоснежной лошади. При жизни это была всем известная леди Годива, жена герцога Леофрика, правителя маленького королевства Мерсия, что располагалось на месте современного Лестершира. Как известно, она проехала обнажённой на лошади по улицам города, чтобы муж согласился снизить налоги для горожан. Призрак леди – довольно редкий «гость». Обычно он появляется перед серьёзными бедствиями – войнами, эпидемиями, катастрофами, как бы предупреждая. Например, призрак Годивы видели в сентябре и октябре 1940 года перед страшными бомбардировками, которые практически полностью разрушили город.
БЕСПЛОТНЫ, НО ЯВНЫ
Русские дворцы также полны привидений почивших царей. Так, императрица Александра Фёдоровна, жена Николая II, в письмах часто упоминала, что царские дворцы в Петербурге посещают призраки русских правителей.
Среди наиболее ярких можно назвать дух Ивана Грозного. Его призрак тоже появляется накануне великих потрясений. Фантом возникает в отблесках пламени со светящимися глазами. Призрак Ивана Грозного видели на протяжении всего 1894 года, когда на престол взошёл Николай II (престол для сайтов — продвижение сайтов в топ). Он, в частности, и сам писал, что Грозный явился ему и императрице Александре накануне коронации в Кремле, в Успенском соборе.
Также говорят, что на фоне кремлёвских стен часто отсвечивают» размытые очертания фигуры самозванца Лжедмитрия.
В 1819 году появилось первое сообщение о призраке Михайловского замка в Петербурге. Во время реконструкции мастеровые начали божиться, что видят невысокого человека в треуголке и ботфортах, который просачивается сквозь стены, расхаживает по коридорам и грозит рабочим кулаком. Эти описания точно совпадали с внешностью императора Павла I.
Кстати, сейчас по Петербургу бродят слухи, что памятник, установленный во дворе Михайловского (Инженерного) замка Павлу I, «нехорош»: днём сидящий бронзовый император неприятно и вполне осмысленно сверлит глазами посетителей, а по ночам поднимается с постамента и ходит по замку.
АНГЕЛ СМЕРТИ БЕЗ ЛИЦА
Императрицы Екатерина II и Анна Иоанновна видели перед смертью собственные призраки. Однако не все знают, что это были вовсе не призраки в общепринятом смысле этого слова, а... Ангел Смерти.
Это, кстати, один из самых ранних призраков Петербурга, о котором в 1721 году даже упоминал в своём донесении Людовику XV маркиз де Торси, французский посол в России. В частности, маркиз описал неприятную сцену, случившуюся во время бала, устроенного Петром I в честь провозглашения себя императором Всероссийским.
Одна из его шутих, княжна Ржевская, уродливая и пьяная, вдруг посреди всеобщего веселья страшно закричала, изменившись в лице. А потом зловеще проскрежетала: «Чую, Ангел Смерти летает над невскими блатами. Обличья он женского, которое постоянно меняет, аки Протей. И перед кем он предстанет, тот сразу узнает всю правду о себе». Говорят, что одна из юных дам, ставших свидетельницей «представления», вдруг зарыдала и выбежала из залы. Дамой этой была... Анна Иоанновна.
Возможно, именно с Ангелом Смерти «посчастливилось» повстречаться и поэту Алексею Апухтину, служившему чиновником в Министерстве иностранных дел, чьё здание было выстроено в аккурат на месте прежнего дворца Анны Иоанновны. Он писал в письме к другу: «...Представляешь моё состояние, когда в противоположном конце коридора увидел жуткую даму, одетую по моде прошлого века, приближавшуюся ко мне! Вначале подумал – это чьи-то шутки, но, вглядевшись в её лицо, чуть не лишился рассудка: черты были неуловимы. Они менялись на глазах стремительно. Дойдя до середины коридора, видение исчезло»...