Зураб Соткилава

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным
В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Имя лирико-драматического тенора Зураба Соткилава знают далеко за пределами страны, в которой он родился. Творческая биография певца началась в солнечном Сухуми, продолжилась в Милане и далее развивалась в Москве, где тенор стал солистом Большого театра и его гордостью.

Концерты Соткилава сопровождались неизменными аншлагами. Эмоциональная самоотдача артиста, сила и красота голоса, благородная манера исполнения сделали поклонниками Зураба Лаврентьевича миллионы любителей оперного искусства. Педагог и профессор Московской консерватории подготовил и выпустил в свет сотни талантливых молодых певцов.

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Зураб Соткилава

Детство и юность

Будущий народный артист СССР родился весной 1937 года в крупнейшем городе Абхазии – Сухуми. В семье Соткилава пели и играли на гитаре мама и бабушка будущей звезды. В раннем детстве Зураб садился рядышком с ними на скамейке возле дома и подпевал женщинам, дававшим «концерты» соседям и случайным прохожим. В репертуаре были старинные грузинские песни, мелодичные и протяжные. О карьере певца Зураб Соткилава не мечтал – все мысли и планы в детстве и юношестве были связаны с футболом.

В младшем школьном возрасте Зураб Соткилава гонял мяч в школьной команде. По настоянию мамы (врач по профессии), обладавшей абсолютным слухом, сын посещал музыкальную школу, где научился играть на скрипке и фортепиано. В 16 лет подающий надежды грузинский футболист вошел в состав юношеской команды, став ее капитаном. В середине 1950-х команда победила на всесоюзных соревнованиях, капитана взяли в основной состав тбилисского «Динамо».

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Зураб Соткилава в молодости

Восходящая звезда футбола был крайним защитником, стремительно атаковал (стометровку преодолевал за 11,1 секунды) и делал спортивную карьеру. Позже, став оперной знаменитостью, Зураб Соткилава поделился воспоминаниями о самой памятной игре – с московским «Динамо». В составе грузинской команды Соткилава сразился с самим Львом Яшиным, легендарным вратарем. Матч грузины проиграли со счетом 1:3, но знакомство с Яшиным продолжилось, когда Соткилава стал певцом.

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Футболист Зураб Соткилава

Со спортивными буднями Зурабу Соткилава пришлось распрощаться после игры в Чехословакии: точку в карьере поставила серьезная травма. До этого футболист получил перелом в Югославии. Молодой спортсмен попробовал силы в вокале случайно: в дом захаживала пианистка Валерия Разумовская, слышавшая совместное пение Зураба с мамой и бабушкой. Она первой распознала в Соткилава певца. Женщина отвела 21-летнего парня к знакомому профессору консерватории, тот выслушал «сухумского соловья» скептически. 

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Зураб Соткилава с родителями

Но встречи с профессором продолжились: в благодарность за то, что Зураб Соткилава доставал ему дефицитные билеты на игры тбилисского «Динамо», педагог занимался с футболистом вокалом. Вскоре вокальные упражнения увенчались успехом: профессор объявил Зурабу, что у него блестящее оперное будущее. Но тогда перспектива стать оперным тенором вызвала у футболиста смех. Вспомнить о словах педагога консерватории Зурабу Соткилава пришлось после отчисления из команды в 1959-м.

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Зураб Соткилава в молодости

Летом 1960 года Соткилава защитил диплом политехнического института в Тбилиси, где учился на горном факультете, играя в сборной. В том же году поступил в местную консерваторию. Поддержал сына отец, у которого музыкальные способности отсутствовали, а вот мама оказалась категорической противницей вокальной карьеры Зураба. Поначалу голос начинающего вокалиста определили как баритон, но на 3-м курсе у Соткилава открыли лирико-драматический тенор. В 1965-м будущая звезда оперы окончил Тбилисскую консерваторию, а спустя 7 лет - аспирантуру.

Музыка

Молодого певца приняли в труппу Тбилисского театра оперы и балета, где Зураб Соткилава успешно дебютировал. Вскоре ему доверили ведущие партии в операх «Тоска» и «Богема» Джакомо Пуччини. Затем Соткилава солировал в «Риголетто» Джузеппе Верди, пел в национальных операх «Абесалом и Этери», «Миндия».

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Певец Зураб Соткилава

Тенор выступал на сцене Грузинского государственного театра оперы и балета 9 лет, с 1965 года. В 1966-м Зураба Соткилава отправили стажироваться в миланский «Ла Скала», где его учили педагоги бельканто. Маэстро и вокальный учитель Дженарро Барра восхищался грузинским певцом, голос которого напоминал ему теноров былых времен Энрико Карузо и Беньямино Джильи.

Спустя два года после начала занятий с миланскими педагогами Зураб Соткилава участвовал в фестивале молодых вокалистов «Золотой Орфей» в Болгарии. Выступление грузинского певца было триумфальным: Соткилава вручили главный приз. В 1970-ом Зураб Соткилава занял второе место в Москве, на Международном конкурсе имени П. И. Чайковского. В том же году тенор завоевал первую премию в Барселоне, где проходил международный конкурс вокалистов.

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Зураб Соткилава в спектакле "Кармен"

В конце 1973-го Зураб Соткилава дебютировал на подмостках Большого театра, исполнив партию Хозе. Его пригласили в труппу БТ. Вскоре вокалисту доверили партию Отелло в опере Джузеппе Верди. Так ценители оперного искусства открыли для себя новую звезду – вокальный тенор Соткилава оказался откровением. Зрители и слушатели отметили работу певца: Зураб выкладывался на сцене в полную силу. Позже он признался, что партия Отелло стала той вершиной, после которой он не понижал планку исполнения, работая на износ.

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Зураб Соткилава и Елена Образцова

Еще одно достижение артиста – партия Туридду в опере «Сельская честь» итальянского композитора Пьетро Масканьи. Выразительность, переданный вокалистом накал страстей, техническую виртуозность Соткилава заметили поклонники, армия которых выросла в разы.

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным: в Париже начались триумфальные гастроли тенора. Вскоре советскую звезду открыли любители оперного искусства в Америке, Италии и Японии, заметив, что его голос прекрасен во всех регистрах, а артистизм певца «исходит непосредственно из сердца».

Гастрольный тур конца 1970-х превратил Зураба Соткилава в звезду мирового масштаба, принеся ему звание народного артиста СССР. Последним бастионом, взятым оперной звездой, стала партия Самозванца в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Реже Зураб Соткилава выступал на эстраде, где его репертуар составляли романсы, русская и итальянская музыка. С 1976 года Зураб Соткилава преподавал в столичной консерватории, где вел класс сольного пения. В 1987-ом стал профессором и возглавил кафедру.

В 1995 году поклонники оперы услышали Соткилава на сцене БТ: он исполнил партию Голицына в постановке «Хованщина» Дмитрия Шостаковича. Вернулся к партии в 2002 году на тех же подмостках. Голосом Зураба Соткилава наслаждались меломаны Лондонской королевской оперы. Немецкие поклонники оперного искусства увидели певца на сцене Баварской штатс-оперы. 

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Зураб Соткилава на сцене

Слышали российского тенора в опере Дрездена, в болонском театре «Коммунале», барселонском театре «Лисео» и венецианском «Ля Фениче». В последнее десятилетие Зураб Лаврентьевич выступал в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга, бывал в ближнем зарубежье. В его репертуар входили оперные арии, романсы Петра Чайковского и Сергея Рахманинова, грузинские и русские народные песни.

Личная жизнь

Зураб Соткилава гордился своей дружной и крепкой семьей. Он женился раз и навсегда. Половинкой и правой рукой артиста до последних дней оставалась жена Элисо Турманидзе, родившая мужу двух дочерей – Тею и Кети. 

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Зураб Соткилава и Элисо Турманидзе

Вместе супруги прожили полстолетия. Зураб Лаврентьевич дождался двух любимых внуков – Кети и Левана, в которых души не чаял. 

Смерть

Летом 2015 года артист признался, что тяжело заболел. Врачи диагностировали у него рак поджелудочной железы. В том же году Соткилава сделали операцию в Германии, в России провели курс лечения, химиотерапию. Певец вышел на сцену в октябре 2015-го. Концерт в подмосковном Сергиевом Посаде прошел с аншлагом, казалось, болезнь отступила.

В парижском Театре Елисейских полей голос Зураба Соткилава назвали сверкающе-прекрасным

Зураб Соткилава умер в 2017 году

Зураб Соткилава решился рассказать о раке, узнав о таком же диагнозе коллег и друзей Елены Образцовой и Дмитрия Хворостовского. Последние два года Зураб Соткилава преподавал в консерватории и, превозмогая недуг, выходил на сцену. В 2017 году он планировал дать юбилейный концерт – оперной звезде исполнилось 80 лет. Но онкологическая болезнь внесла коррективы в планы – вокалиста не стало 17 сентября.







НА СМЕРТЬ ЗУРАБА СОТКИЛАВЫ


Сладкогласый Соткилава умер,

Оперу осиротив – сошёл

В бездну неизвестных мозгу сумерек.

Нет – он совершенный свет обрёл!


Музыка – вибрации восторга,

Души укрепляющие, им

Давшие паренье… Но не только:

Музыка дыханием своим


Представляет панорамы неба.

И певец приоткрывает нам

Данности, в каких не надо хлеба,

Где не будет косных, низких драм.


Соткилава растворился в звуке,

Всем ролей оставив каталог,

Чтобы исцеляли нас от муки

Жизни – ибо отдал всё, что мог.

Александр Балтин

разместил(а)  Дубинина Тамара


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: