Скоро любители ночных телевизионных ток-шоу в США, а вслед за ними и американцы, отдающие предпочтение сериалам, могут лишиться возможности провести вечер у телевизора. 5 ноября сценаристы США начали забастовку, которая может принести миллиардные убытки студиям и сорвать программную сетку крупнейших телекомпаний США.Скоро любители ночных телевизионных ток-шоу в США, а вслед за ними и американцы, отдающие предпочтение сериалам, могут лишиться возможности провести вечер у телевизора. 5 ноября сценаристы США начали забастовку, которая может принести миллиардные убытки студиям и сорвать программную сетку крупнейших телекомпаний США.
4 ноября восточное отделение Гильдии сценаристов США (Writers Guild of America, WGA) прервало переговоры с Союзом продюсеров кино и телевидения (Alliance of Motion Picture and Television Producers), которые касались условий выплат сценаристам процентов от дохода киностудий, и официально заявило о том, что сценаристы начали забастовку. На сайте Гильдии появился призыв к ее членам пикетировать Rockfeller Center в Нью-Йорке, где располагается штаб-квартира одной из крупнейших американских телерадиовещательных компаний - NBC. Члены западного отделения Гильдии намерены пикетировать все крупнейшие кино- и телестудии Голливуда.
Гильдия сценаристов, представляющая интересы 12 тысяч писателей, начала переговоры с продюсерами еще летом 2007 года. Когда стало ясно, что продюсеры не намерены уступать, Гильдия организовала голосование, на котором ее члены должны были одобрить предложение профсоюза устроить забастовку. В итоге Гильдия получила поддержку большинства своих членов, высказавшихся за то, чтобы начать забастовку в любой момент после 31 октября.
Действие трехлетнего контракта между сценаристами и продюсерами истекло 1 ноября. Этот договор регулирует порядок отчисления киностудиями денег сценаристам. Его подписание всякий раз сопровождается длинными переговорами по спорным моментам. В 2007 году главная дискуссия развернулась вокруг отчислений сценаристам от продажи телесериалов и фильмов на DVD-дисках и через интернет. Гильдия настаивала на увеличении этих выплат. Стороны совещались вплоть до 4 ноября, однако найти компромисс так и не смогли.
Цена вопроса - миллиарды долларов. По оценкам аналитиков, в 2007 году потребители в США потратят на покупку DVD-дисков 16,4 миллиарда долларов, из которых сценаристы, по старому договору, имеют право только на три процента. Гильдия считает, что этот процент слишком мал, но все же решила уступить по этому вопросу продюсерам. Второй спорный пункт гораздо скромнее, однако именно из-за него были сорваны переговоры.
Продажи кинофильмов через интернет в 2007 году могут принести студиям лишь 158 миллионов долларов, телесериалы - 194 миллиона долларов. Но в ближайшие годы объемы продаж значительно вырастут, поэтому Гильдия сценаристов намерена любым путем добиться включения этих выплат в контракт. Продюсеры же полагают, что пока еще рано обсуждать размер отчислений сценаристам от онлайн-продаж из-за неразвитости рынка.
Надеяться на то, что сценаристы пойдут на компромисс, не приходится. В 1984 году профсоюз сценаристов согласился включить в контракты маленький процент отчислений от продаж видео, предназначенного для домашнего просмотра, из-за заявлений продюсеров о неразвитости рынка. С тех пор они не раз пожалели о своем решении и в течение более чем 20 лет пытались увеличить этот процент.
Гильдия сценаристов хорошо подготовилась к схватке: наняла переговорщиков с обширным опытом работы в профсоюзах, разработала стратегию своих действий вместе с консалтинговыми компаниями. В результате сценаристы выставили студиям гораздо более жесткие условия по новому договору, чем те, на которые рассчитывали продюсеры.
В итоге переговоры зашли в тупик. Не помогло даже вмешательство представители властей США, которые выступили в качестве посредников. Последний раз государство вмешивалось в отношения сценаристов и продюсеров киностудий в 1988 году, когда забастовка сценаристов продолжалась более 22 недель. Хуже всего для студий то, что к забастовке Гильдии сценаристов могут примкнуть Гильдии актеров и режиссеров США, которые обычно поддерживают друг друга во время разногласий с продюсерами.
Забастовка 2007 года объявлена обязательной для всех членов Гильдии сценаристов, а черновики, над которыми работали драматурги, должны быть сданы на хранение представителям профсоюза. Сценаристы, по правилам забастовки, обязуются не писать новых диалогов и не вносить изменений в уже написанные сценарии.
Сильнее всего от забастовки года пострадает производство ежедневных телесериалов и ток-шоу, сценарии к которым пишутся каждый день. Еженедельных программ у студий снято достаточно, чтобы продержаться без сценаристов до февраля 2008 года.
На самом деле студии пытались подготовиться к возможному срыву переговоров. Актеры и технические работники были вынуждены перерабатывать на съемочных площадках, чтобы успеть закончить как можно больше эпизодов ток-шоу и сериалов до забастовки, а сценаристы в спешке дописывали сценарии кинофильмов, запланированных студиями к выходу в прокат в 2008-2009 годах.
Забастовка 1988 года сорвала начало осеннего телесезона, что обошлось индустрии в 500 миллионов долларов. Сейчас демарш сценаристов, по самым скромным подсчетам, может стоить студиям уже миллиард долларов. Сколько на этот раз будет длиться противостояние – неизвестно.