Ежегодно в России из-за чрезмерного потребления алкоголя гибнут около 400 тысяч человек, в основном, мужчины трудоспособного возраста. Такую статистику приводит РБК со ссылкой на "Известия".Ежегодно в России из-за чрезмерного потребления алкоголя гибнут около 400 тысяч человек, в основном, мужчины трудоспособного возраста. Такую статистику приводит РБК со ссылкой на "Известия".
Одну из причин сложившейся ситуации издание видит в сверхнизких ценах на водку. Так, если цены на водку со времен СССР выросли в 30 раз, то цены на основные товары массового спроса – в 300 раз. "Минимальная цена бутылки водки - 90 руб. Проезд на метро в Москве - 26 руб. Бутылка - дешевле четырех поездок на метро! В СССР, когда бутылка стоила 2 руб. 87 коп., а проезд на метро - 5 коп., соотношение было: 1 бутылка - больше 55 поездок", - пишет известный публицист Леонид Радзиховский.
"Низкие цены не только разрушают здоровье людей, но и идут за счет доходов казны", - полагает автор статьи. По его мнению, сверхнизкая цена возможна только благодаря низким акцизам на водку и огромным объемам неучтенной, "левой" продукции.
В качестве одного из решений предлагается повысить акцизы. "Минфин выступает за значительное повышение акцизов, по их расчетам, водка должна будет в 2013 стоить уже 200 руб.", - отмечает газета. Как пишет Леонид Радзиховский, "в ситуации бюджетного дефицита поддерживать – фактически за счет казны – сверхдоходы водочных баронов, это уж просто прямое безумие, если не преступление".
Аргумент о том, что повышение цены на крепкий алкоголь приводит к резкому потреблению суррогата и самогона, автор статьи опровергает, вооружившись зарубежным опытом и опытом антиалкогольной кампании 1985 года. "Такие соображения не подтверждает ни мировой опыт (Финляндия, Швеция при повышении цен на крепкий алкоголь не стали существенно больше "гнать самогон"), ни, что особенно важно – советский опыт, – отмечает Радзиховский. – Да, в период антиалкогольной компании Горбачева резко (на 85%) выросло производство самогона – но даже при этом общее потребление крепкого алкоголя в стране существенно упало (отсюда и последний "бэби-бум" 1980-х)".
Очень четко сказал Геннадий Онищенко: "Все циничные разглагольствования о том, что в случае серьезного повышения цен на водку все начнут пить самогон – это ерунда. Те, кто хотят пить самогон, они и так будут его пить".
Да и народ в целом повышение цены поддерживает: по данным ФОМ, 40% граждан России разделяют такой подход. Нечастый, надо сказать, случай со стороны потребителей, иронично замечает Леонид Радзиховский. По мнению автора, срабатывает инстинкт самосохранения здоровой части общества: все понимают, что речь идет о спасении нации, а это за деньги не купишь.
В этой ситуации водочные лоббисты ищут и находят обходные пути. В то время, как "Госдума в первом чтении приняла техрегламент пива, где в соответствии с действующими стандартами и международной практикой фиксируется, что пиво – "пенистый напиток, … полученный в результате брожения пивного сусла и содержащий образовавшийся в процессе этого брожения этиловый спирт (без добавления этилового спирта), Росалкогольрегулирование предлагает свой вариант технического регламента, где пункт о "недоливе водки в пиво" просто снят", - указывает Радзиховский.
"В действующем регламенте четко сказано, что в эти коктейли не добавляется этиловый спирт, – отмечает он. – А в варианте Росалкогольрегулирования так же ясно говорится: "с добавлением или без добавления этилового спирта". То есть узаконивается смешивание пива с водкой. Получается госерш".
Под видом пивоваренной продукции будет на законном основании выпускаться алкогольная продукция. Для водочных баронов эта "водка в пивной упаковке" - уход от большинства мер регулирования, налогообложения, контроля производства и продажи крепкого алкоголя. И, таким образом, "облегчается "работа адова" по дальнейшему спаиванию населения и обогащению тех, кто этим занят", - заключают "Известия".