История иногда радует нас абсолютно "зеркальными" ситуациями. Некогда монголо-татарские ханы прибрали к рукам добрую половину Евразии, включая Русь. В наши дни ситуация обратная: представители разных частей света, в том числе и российские предприниматели, делят Монголию. Точнее, ее ресурсы. Причем, как и тогда, не обходится без финансовых конфликтов, только на этот раз их провоцирует другая сторона: пять веков назад Русь отказалась платить дань Орде, а сейчас Монголия, добившись от России прощения советских долгов, не предоставила ей обещанных преференций в разработке недр.История иногда радует нас абсолютно "зеркальными" ситуациями. Некогда монголо-татарские ханы прибрали к рукам добрую половину Евразии, включая Русь. В наши дни ситуация обратная: представители разных частей света, в том числе и российские предприниматели, делят Монголию. Точнее, ее ресурсы. Причем, как и тогда, не обходится без финансовых конфликтов, только на этот раз их провоцирует другая сторона: пять веков назад Русь отказалась платить дань Орде, а сейчас Монголия, добившись от России прощения советских долгов, не предоставила ей обещанных преференций в разработке недр.
Российские компании не без основания претендуют на разработку двух очень перспективных и еще практически нетронутых месторождений. Одно из них – Оюу-Толгой – крупнейшее в мире неразработанное месторождение меди и золота. Его доказанные и вероятные запасы оцениваются почти в миллиард тонн руды с содержанием 0,5% меди и 0,36 г золота на тонну. Другое – крупное угольное месторождение Таван-Толгой (запасы оцениваются в 800 млн т угля). Интерес к ним проявляют РЖД, "Базэл" и "Ренова" – каждая в своей области.
Так, РЖД недавно предоставила Улан-Баторской железной дороге кредит в $36 млн на ремонт путей и 1000 вагонов на льготных условиях. А в мае этого года во время визита в Монголию премьера Владимира Путина правительства двух стран договорились о создании совместного предприятия "Развитие инфраструктуры", которое должно было заняться разработкой монгольских месторождений – Оюу-Толгоя и Таван-Толгоя. С российской стороны его участником выступило опять же ОАО РЖД.
Еще раньше, в 2003 г., Россия списала Монголии ее долг СССР – $10 млрд (надо заметить, весь монгольский ВВП составляет сейчас $9,5 миллиарда). Во многом это было сделано в расчете на то, что РФ получит львиную долю при разработке монгольских недр. Под эту лавочку Улан-Батор добивался списания также и "постсоветского" долга, возникшего вследствие предоставления ему российской стороной кредита на оплату участия Монголии в совместном предприятии "Монголросцветмет". Этот долг составляет $180 миллионов.
Но в начале октября стало известно, что монгольские власти отдали контролирующую долю в Оюу-Толгое канадской компании Ivanhoe Mines. По условиям соглашения, добыча на месторождении должна начаться в 2013 году. Проектная выработка к 2018 г. составит 450 тыс. т меди и 330 тыс. тройских унций золота. Таким образом, СП "Развитие инфраструктуры" не получит обещанного контроля над месторождением.
Монгольское руководство оправдывается тем, что Ivanhoe Mines давно изучает Оюу-Толгой и вложила порядка $1 млрд в геологоразведку в этих краях. Но ведь месторождение было обещано российско-монгольскому СП. Возникла коллизия. Почему канадцы оказались для Улан-Батора предпочтительнее россиян? Очевидно потому, что, согласно неофициальной информации, за Ivanhoe Mines стоит Китай. Это главный претендент на монгольские недра, который считает "внешнюю Монголию" продолжением своей провинции Внутренняя Монголия. И, как показывает практика, добивается своего любой ценой.
Впрочем, возможно также, что сами монголы решили сыграть на конкуренции среди желающих приобщиться к их ресурсам. "Для России это неприятный момент и достаточно неожиданный, поскольку российское правительство в одностороннем порядке аннулировало большой долг и хотело бы иметь определенные преференции", – говорит заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Сергей Лузянин. И тут же добавляет: "у меня ощущение, что борьба за монгольские минеральные ресурсы только начинается, поскольку планируемое соглашение с канадской компанией не является монопольным для канадской компании, и там будут некоторые лазейки для участия и других компаний. Другое дело, что, конечно, условия будут обсуждаться".
В РЖД уже говорят, что Оюу-Толгой – не единственное интересное месторождение в Монголии. На днях стало известно, что российское железнодорожное ведомство попросило у правительства $1,5 млрд на строительство железной дороги до Таван-Толгоя и промышленного центра в тех краях.
Есть и другие возможности отыграться на монгольском поле. Например известно, что Улан-Батор зарезервировал за собой 34%-ную долю в Оую-Толгое, однако, чтобы ее сохранить, ему понадобится внести в проект более $800 миллионов. Такую сумму он вряд ли найдет у себя в закромах и тем более вряд ли ему одолжат ее на мировом рынке. Поэтому велика вероятность того, что российскую сторону все же возьмут в проект в счет этой доли. Ну, а если монголы не захотят считаться с российским интересом, то Москва уже пригрозила, что будет вынуждена обратиться в Парижский клуб кредиторов и заявить о неурегулированном долге Монголии – тех самых $180 миллионах. Не бог весть какая сумма, но для Улан-Батора это будет более чем серьезный аргумент.