Частый просмотр телепередач разрушает структуру мозга, уверены японские ученые из университета Тохоку. Они провели исследование, изучив строение лобных долей 276 детей в возрасте от 5 до 18 лет, и выяснили: чем больше времени они проводят перед экраном телевизора, тем более значительные изменения происходят в области мозга, отвечающей за интеллектуальное развитие, пишет The Daily Mail.
Все дети, которые принимали участие в эксперименте, смотрели телевизор до 4 часов в день, длительность одного просмотра составляла около двух часов. После этого изменения в структуре мозга фиксировались с помощью МРТ - серии снимков, которые позволяют определить размеры его частей и их изменения.
МРТ показала, что у тех детей, которые проводили перед экраном больше времени, большое количество серого вещества скапливалось в области фронтополярной коры - участка перед лобными долями мозга. При нормальном же развитии серого вещества в этой области с возрастом должно становиться все меньше: исследования показывают, что у людей с наиболее высоким уровнем IQ фронтополярная кора истощена.
Скопление серого вещества в этой области влияет на вербальный интеллект ребенка - способность анализировать речь, понимать и запоминать смысл слов. Те же дети, чья фронтополярная кора отличается большими размерами, с трудом понимают значение слов и, как правило, владеют меньшим словарным запасом.
Исследования, изучающие влияние телевидения на структуру мозга ребенка ранее никогда не проводились, отметили ученые, подчеркнув, что результаты эксперимента должны всерьез обеспокоить родителей тех детей, которые все свободное время предпочитают проводить перед экраном. Впрочем, стоит отметить, что речь идет только о телевидении: оказывает ли ежедневное "зависание" перед компьютером аналогичное влияние на мозг, не известно.
При этом ученые признают, что связь между структурными изменениями мозга и телевидением определенно есть, однако частый просмотр ТВ не является их единственной причиной: все дети, участвовавшие в эксперименте, много времени проводили с семьей, занимались спортом и читали. Вполне возможно, что одно из этих занятий также могло повлиять на скопление серого вещества у фронтополярной коры, допускают ученые.
О еще одном негативном последствии просмотра телепередач недавно рассказали Анджелайн Лиллард и Дженнифер Петерсон из Вирджинского университета в Шарлотсвилле (Великобритания). Ученые провели исследование, в котором приняли участие 60 малышей в возрасте четырех лет: их разделили на две группы, которые отвечали на вопросы теста после просмотра мультсериала "Губка Боб" или после урока рисования. Сравнив ответы детей, исследователи заметили, что просмотр телепередачи снижает когнитивные способности ребенка: внимание и способность принять хоть какой-нибудь решение, а именно - выбрать один из предложенных вариантов ответа.
Специалисты связывают результаты исследования с тем, что в мультфильме (как и в большинстве детских телепередач) все события происходят очень быстро: ребенок от этого устает, а значит, ему сложнее сконцентрироваться, и ресурс внимания просто истощается. Стоит отметить, что ученым пока удалось выяснить, как телешоу влияют на ребенка непосредственно после просмотра, а вот как скажется "Губка Боб" на детский мозг в долгосрочной перспективе, не известно.