Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков видит в подпорченном имидже Олимпиады-2014 происки врагов державной стабильности. Некоторые страны Запада ведут себя бессовестно и бесцеремонно, пытаясь дискредитировать Игры в Сочи, заявил он на днях в интервью "Комсомольской правде". По словам Пескова, "каждый день выливаются ушаты грязи, и наши СМИ цитируют различные разглагольствования по этому поводу". Объясняются такие нападки, по его мнению, исключительно бессильной завистью: "сильных, успешных, богатых и здоровых не всегда любят, а мы такие сейчас".
Песков не первый чиновник, которому в последние дни приходится заступаться за Олимпиаду. Не так давно вице-премьер Дмитрий Козак убеждал публику, что во время олимпийской стройки никто ничего не украл. Потом Владимир Путин лично заверил международную общественность, что масштабных проявлений коррупции при подготовке к Олимпиаде в Сочи не было, но имели место случаи завышения объемов строительства (видимо, это теперь так называется). Однако в словах Пескова раздражение, вызванное "неправильной", с его точки зрения, оценкой происходящего в Сочи, проявляется особенно ярко. И в самом деле: в Кремле ночей не спят, бьются над инфраструктурным проектом, который должен простимулировать экономику региона на три пятилетки вперед, а они все про "распилиаду", неблагодарные!
Чиновников подвела привычка во всем полагаться на официальную пропаганду: чего не показали по телевизору, того не существует. Контролируемые государством СМИ освещали подготовку к Олимпийским играм как дорогого покойника: не говорили ничего, кроме хорошего. До последнего никто не потрудился хоть что-то объяснить или аргументировать; в телевизоре крутили исключительно бодрые отчеты государевых людей и эстафету олимпийского огня, которая усилиями чиновников превратилась в какой-то бесконечный и бессмысленный аналог крестного хода.
Параллельно в соцсетях (а каждый блогер, как известно, сам себе СМИ) задавалось огромное количество вопросов, на которые власть не трудилась давать ответы. Почему сочинская Олимпиада вместо запланированных $12 млрд обошлась более чем в $50 миллиардов? Почему средняя цена олимпийских стадионов в расчете на одного зрителя – около $6 тыс., а средняя цена сочинского – $17,3 тысячи? Почему олимпийская дорога Адлер – Красная Поляна стоила так, как будто она намазана сантиметровым слоем черной икры (227 млрд рублей за 48 километров)? Почему якобы безотказный олимпийский факел то тухнет, то норовит поджечь носителя?
Впрочем, благодаря эстафете олимпийского огня тот самый "дух Олимпиады" смогли прочувствовать и жители российской глубинки. Объявление в магазине: "Хлеба нет в связи с эстафетой Олимпийского огня – по улице перекрыто движение машин" перепостил, наверное, каждый второй блогер. Перекрытое движение, разнарядки в школы и в вузы (местные жители обязаны выйти и помахать ручкой олимпийскому огню), фальшивые фасады, за которыми прятали развалюхи – усердная имитация патриотического подъема на корню выхолащивала любые зачатки такового.
До граждан достаточно быстро дошло, что Олимпиада – не их праздник, хотя оплачен он будет из их кармана. Да, мы любим хоккей, фигурное катание и иногда биатлон. Но чувства сопричастности к происходящему в Сочи нет. Пресс-секретарь президента может как угодно долго жаловаться на происки Запада и иностранных агентов, но факт остается фактом: именно патологическая глухота чиновного сословия к любым интересам, кроме собственных, превратила Олимпиаду в нечто, сильно напоминающее фальшивый фасад, натянутый поверх осыпающихся стен.