Главный правительственный борец за социальную справедливость вице-премьер Ольга Голодец раскритиковала подготовленный Минфином проект бюджета на 2014 – 2016 годы. Она не нашла в нем предполагаемого финансирования пакета мер по детям-сиротам (на 40 млрд руб.), по программе материнского капитала (на 140 млрд руб.), по детским садам, а также расходов на программу обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Вице-премьер упрекнула коллег в превышении полномочий и пообещала, что будет категорически настаивать на включении в бюджет позиций, которые считает необходимыми. "Вам не кажется, что Министерство финансов берет на себя функции, не свойственные Министерству финансов? Вносить проект бюджета, расходящийся с принятыми в стране параметрами, вы просто не имеете права", – заявила Голодец во вторник на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК).
Правда, принятые (точнее, заданные президентом) параметры настолько противоречивы, что сойтись с ними весьма затруднительно. Еще год назад Путин требовал, чтобы к 2015 г. бюджет стал бездефицитным. Однако, оглашая бюджетное послание в прошлом месяце, об этой цели в прежних формулировках он не сказал ни слова. Зато потребовал от правительства поддержки экономического роста за счет реализации его инаугурационных указов. Между тем уже совершенно очевидно, что доходы бюджета в 2014 – 2015 гг. будут намного меньше, чем предполагалось. А долгосрочные обязательства, в том числе социальные, назад не возьмешь. "Если денег на все не хватает, то нужно определить приоритеты", – посоветовал президент. Вот Минфин и пытается следовать совету. Правда, приоритеты оказались весьма специфичными.
К формированию расходов на ближайшую трехлетку министерство подошло творчески, отмечают эксперты "Центра развития" НИУ ВШЭ в своем традиционном экономическом бюллетене с говорящим названием "Новый КГБ" (комментарий о государстве и бизнесе). Был предложен "бюджетный маневр", означающий сокращение части расходов, которые уже были включены в бюджет в прошлом году, и появление ряда новых расходов. В 2014 г. масштаб маневра должен составить 641,9 млрд руб., из которых почти три четверти (73%) придется на сокращение трансфертов внебюджетным фондам, а остальное – на секвестр ранее выданных бюджетных обещаний.
Куда же пойдут эти средства? Вот тут наблюдать за маневрами Минфина становится особенно любопытно. Вырастут, кстати, в очередной раз расходы социальные. Так что грех госпоже Голодец так сильно жаловаться, хотя уж лучше бы и впрямь на сирот и инвалидов деньги потратили. Ведь больше всего увеличатся расходы на "силовой блок", на содержание госслужащих и на отдельные проекты (чемпионат мира по футболу, взносы в уставные капиталы, Федеральную целевую программу (ФЦП)). Как подсчитали эксперты, на "силовой блок", повышение зарплат госслужащим и ЧМ-2018 приходится не менее половины дополнительных расходов федерального бюджета. Еще 7% – на "иные" расходы", которые с большой вероятностью также относятся к расходам на оборону или правоохранительную деятельность. Таким образом, увеличение расходов на "силовой блок", а заодно и зарплаты госслужащих, и составляет основное содержание предлагаемого Минфином "бюджетного маневра", отмечают аналитики.
Компанию чиновникам и силовикам составят новые мегапроекты, такие как строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань и ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья". На настоящий момент для их финансирования уже найдено около 80 млрд руб. в 2014 г., причем исключительно за счет сокращения расходов на образование и здравоохранение под разными благовидными предлогами. "Таким образом, второй "бюджетный маневр" Минфина, еще не до конца допроектированный, заключается в финансировании "проектов века" за счет сокращения расходов на человеческий капитал", – говорится в обзоре НИУ ВШЭ.
Вот что еще примечательно. Ранее руководитель Минфина Антон Силуанов в числе прочего предлагал перенести часть оборонных расходов на период после 2016 года. Но в бюджетной конструкции, направленной в Думу для подготовки "нулевого чтения", такого пункта не оказалось. Хотя эта статья расходов, пожалуй, наиболее часто подвергается критике экспертов и наиболее безболезненно поддается секвестру.
И, наконец, в проекте бюджета не нашлось места для увеличения поддержки региональных бюджетов, исполнение которых в текущем году осложняется резким падением поступлений налога на прибыль (минус 20% за первые пять месяцев). Нет никаких гарантий, что ситуация с доходами регионов кардинально улучшится, а вот выполнять пункты указов президента Путина о повышении зарплаты в образовании, здравоохранении и управлении им придется. Очевидно, в этой ситуации регионы будут сокращать другие виды расходов, прежде всего, инвестиции, резюмируют специалисты "Центра развития".
Мария ТРИФОНОВА