В России резко сокращается производство легальной водки. В мае оно рухнуло на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не спасли даже длинные выходные, когда можно было ожидать традиционного роста потребления алкогольных напитков. Впрочем, возможно, критическим для производителей водки стал именно тот факт, что праздники в этот раз и правда получились длинными. Многие вместо того, чтобы накачиваться спиртным дома у телевизора, предпочли провести время с пользой на загородных участках или в путешествиях по дальним странам. У представителей отрасли своя версия: пить россияне меньше не стали, но пьют они совсем другую водку.
Самое драматичное падение зафиксировано у заводов-лидеров. Так, завод "Топаз" у польской Central European Distribution Corporation (CEDC, бренды "Зеленая марка", Parliament) сократил производство на 60,6%, Сибирский ЛВЗ – на 48,1%, а "Парламент продакшн" и вовсе на 85,8%. Некогда лидер отрасли, московский "Кристалл" в мае не выпустил почти ничего, что связано с завершившимся переносом производства в подмосковный филиал "Корыстово".
Объемы производства водки в России сокращаются с начала года, напоминает "Коммерсантъ". И, в принципе, это не было неожиданностью для рынка. С 1 января акциз вырос сразу на 33% – до 400 руб. за 1 л безводного спирта. Одновременно была увеличена минимальная розничная цена на водку на 36% – до 170 руб. за бутылку 0,5 литра. Война с ларьками и запрет на продажу спиртного в ночное время тоже не могли пройти бесследно.
Водочные компании к тяжелым временам готовились и еще в конце 2012 г. сделали большие запасы. Именно поэтому производство водки в начале 2013 г. существенно сократилось. В январе падение составило 30,3%, в феврале – 25,8%, в марте – 22,1%, в апреле – 17,9%. Но были надежды, что после распродажи запасов падение зафиксируется хотя бы на уровне 10-15%. Почему же они не оправдались? Участники рынка связывают это с возвращением на рынок нелегальной водки, выпуск которой в предыдущие годы снижался.
"Мы видим, что оживились производители фальсификатов и те, кто выпускает продукцию без акцизного сбора", – цитирует "Коммерсантъ" главу правления "Синергии" Александра Мечетина. Вице-президент холдинга "Русский стандарт" Игорь Косарев отмечает, что нелегальный рынок начал подпитываться контрабандной водкой из соседнего Казахстана – партнера России по Таможенному союзу. "Там акциз в пять раз меньше, поэтому наш рынок для них очень привлекателен", – говорит он.
Очевидно, что наступление теневого сектора – все же не причина, а следствие сложившейся ситуации. Легальная водка существенно подорожала (за год ее цена взлетела с 90 до 170 руб.), соответственно, покупать ее стали меньше, отсюда сокращение производства. По данным руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадима Дробиза, на сегодняшний день почти половина россиян не может позволить себе такое удовольствие. А выпить-то хочется. И освободившееся место закономерно занимает контрафакт.
"До начала этого года с рынка вымывалась нелегальная алкогольная продукция. Теперь благодаря резкому росту акциза идет обратный процесс, причем намного более интенсивно", – констатирует председатель Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров. По оценкам экспертов, на данный момент доля нелегального рынка составляет уже порядка 30%, и она будет увеличиваться.
Однако по данным НИУ ВШЭ, ограничения на продажу легального спиртного сокращают потребление алкоголя в целом, и контрафактного в том числе. В частности, специалисты института исследовали влияние "ночных" запретов на основе данных 2010 г. и пришли к выводу, что в тех областях, где они существуют, алкогольных напитков потребляется меньше, чем там, где идет торговля "без границ". И чем шире эти рамки, тем меньше пьют местные граждане. Причем, это касается даже самогона. В регионах, которые ввели временные ограничения, среднесуточное потребление самогона уменьшилось с 260,7 г в 2009 г. до 235,5 г в 2010 году. А в регионах без временных запретов эти показатели, наоборот, поднялись с 270 г в 2009 г. до 276,6 г в 2010 году.
Надо полагать, все остальные ограничения дадут такой же положительный эффект. Так что антиалкогольная кампания явно будет набирать обороты, и водочникам придется с этим смириться. Крупные национальные бренды, скорее всего, конкуренцию с нелегалами выдержат, небольшие местные заводики закроются. И это совпадает с интересами государства, провозгласившего борьбу за здоровый образ жизни. Правда, региональные бюджеты заметно похудеют. Зато федеральная казна в ходе военных действий получит дополнительные доходы от акцизов, что тоже весьма неплохо в нынешних экономических обстоятельствах.
Мария ТРИФОНОВА