В России сняты все законодательные препятствия для масштабного внедрения электронного билета – проездного документа нового поколения, приобрести который можно, не выходя из дома, через Интернет. Госдума четвертого созыва на одном из последних заседаний внесла необходимые поправки в Воздушный и Налоговый кодексы, а Минтранс включил соответствующие нормы в Федеральные авиационные правила. Как ожидается, авиакомпания "Аэрофлот" в 2008 г. полностью перейдет на использование новой технологии, как того требует Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA). ОАО РЖД в свою очередь объявило о начале эксперимента по продаже электронных билетов на самом популярном железнодорожном маршруте – Москва - Санкт-Петербург.На Западе электронные билеты или е-тикеты используются уже много лет и ни у кого удивления не вызывают. Во многом благодаря им появились бюджетные авиаперевозчики, летающие через всю Европу за смешные по российским меркам деньги, и исчезли очереди на железнодорожных вокзалах. С точки зрения пассажира все предельно просто: заходишь с домашнего компьютера на сайт нужной тебе компании, выбираешь время, даты и маршрут путешествия, сравниваешь тарифы, вносишь в специальную графу номер кредитной карты и одним нажатием кнопки совершаешь покупку. После этого на адрес электронной почты приходит письмо с уведомлением, подтверждающим приобретение электронного билета. Это уведомление нужно распечатать на обычном листе формата А4 и в положенный день принести вместе с паспортом на стойку регистрации или предъявить кондуктору в поезде. И больше никаких проблем. Е-тикет невозможно потерять, забыть дома или подделать. Для его продажи транспортным перевозчикам не нужно открывать офисы и платить зарплату персоналу. Это реальная экономия времени и средств, так необходимая в наше суматошное время.
Справедливости ради стоит отметить, что российские компании давно уже порывались перейти на электронные билеты, но до недавнего времени для этого не было ни правовых предпосылок, ни технологической возможности. Первой е-тикеты в России в 2006 г. запустила авиакомпания AiRUnion. Однако несовершенство российского законодательства, которое не устанавливало порядок финансовой отчетности при применении электронных билетов, не позволило компании совсем обойтись без классического бланка. Пассажиру приходилось ехать за ним в офис, и весь смысл идеи терялся. По сути человек получал тот же самый стандартный билет, в котором дополнительно был указан номер электронного.
Более совершенную систему продажи е-тикетов в 2007 г. ввели лидеры российского авиарынка – "Аэрофлот" и "Трансаэро". На сайтах этих авиакомпаний электронный билет, начиная с лета, можно приобрести за несколько минут, четко следуя указанным инструкциям. Единственное неудобство – необходимость предварительной регистрации, чего западные перевозчики обычно не требуют. Кроме того, до недавнего времени распечатанный на листе бумаги электронный билет не могли использовать для отчетности командированные, доля которых на некоторых направлениях крупных перевозчиков доходит до 60%. Авиакомпаниям приходилось устанавливать в офисах продаж и аэропортах аппараты для выдачи контроль-кассовых чеков, на предъявлении которых настаивала бухгалтерия.
Однако самая сложная и запутанная технология покупки электронного билета действует в системе РЖД. Билет на поезд можно купить через Интернет начиная с 2007 г., однако опытные люди советуют этого не делать. Во-первых, распечатка о приобретении е-тикета легитимным проездным документом не является. Для его оформления нужно не менее, чем за час до отправления поезда, явиться на вокзал, и при предъявлении паспорта получить стандартный бланк ОАО РЖД. Кроме того, за оказанную услугу с клиента возьмут сервисный сбор в размере 150 рублей. Таким образом, е-тикет обойдется пассажиру не дешевле, а дороже обычного билета, что само по себе нонсенс.
Очевидно, в РЖД понимают эти недостатки и намерены с ними бороться. Десятого декабря 2007 г. на Октябрьском направлении железной дороги начнется эксперимент по применению "новой технологии посадки в вагон пассажиров, оформивших заказ на билет через Интернет", говорится в пресс-релизе ОЖД. Пока он затронет только один поезд – "Юность", курсирующий по маршруту Москва-Санкт-Петербург в дневные часы. Обладатели е-тикета, приобретенного на портале РЖД, смогут садиться в этот поезд без дополнительного оформления проездного документа в железнодорожной кассе. Все процедуры будут проводиться непосредственно при посадке в вагон, для чего проводников оснастят специальными терминалами и мобильными кассами. В ОЖД поясняют, что выбор на "Юность" пал не случайно: именно этот поезд пользуется наибольшим спросом у интернет-пользователей. Если эксперимент, который продолжится до 31 января следующего года, пройдет успешно, то данная технология будет внедрена во всех поездах на сети российских железных дорог.
В Минтрансе также не сомневаются, что со временем электронные билеты получат широкое распространение в России. По крайней мере все законодательные препятствия для этого в прошлом месяце были сняты. Поправки в налоговый кодекс позволят командированным использовать в качестве документа строгой отчетности распечатку электронного билета. В Центре по технологиям и автоматизации Транспортной клиринговой палаты (ТКП) утверждают, что технических проблем также не будет. В 100 из 300 агентств по бронированию и продажам авиаперевозок, аккредитованных при ТКП, около 500 специалистов уже прошли соответствующую подготовку. В техническом плане процедура бронирования, оформления и расчетов за электронный авиабилет полностью соответствует международным стандартам и требованиям, а осуществление электронно-финансовой отчетности перед авиакомпаниями больше не представляет сложностей.
Помешать массовому внедрению е-тикетов, по мнению специалистов, может плохая оснащенность российских аэропортов, а также известный консерватизм граждан и недоверие к платежным интернет-системам.