На стыке науки о данных и экономики родилось одно любопытное исследование. В ходе него учёные проверили гипотезу "награды за красоту": предположение о том, что привлекательные люди зарабатывают больше, чем все остальные.
Однако человеческая привлекательность — понятие крайне субъективное, и именно здесь на помощь учёным и пришла аналитика данных.
Соавтор работы, аналитик данных Стивен Бэк (Stephen Baek) из Виргинского университета, ранее уже занимался моделированием человеческих тел для инженерного применения в продуктовом дизайне, индустрии моды и эргономике.
В свою очередь другой автор работы Суён Сон (Suyong Song), экономист из Университета Айовы, имел опыт изучения экономических моделей, страдающих от ошибок измерения и отчётности.
В таком составе авторы исследования приступили к поиску ответа на вопрос, приносит ли красота экономическую выгоду.
В дополнение к измерениям роста и веса, которые проводили сами участники исследования, авторы работы добавили 3D-сканирование всего тела, расширенную информацию о семейном доходе и демографические данные почти 2 400 добровольцев. Также учёные получили в свою распоряжение параметры тела участников, измерение которых проводилось с помощью старых добрых сантиметровой ленты и штангенциркуля.
"Проблема с предыдущими работами заключалась в том, что люди чересчур упрощали параметры, описывающие форму [человеческого] тела, – отметил Бэк. – Традиционные процессы определения физической внешности, такие измерение роста, веса и ИМТ неидеальны, и потому неспособны оценить все параметры человеческой фигуры".
Безусловно, трёхмерное сканирование формы тела участников даёт более точное представление о фигуре. Сканы, собранные в ходе данного исследования, учёные проанализировали с помощью так называемого "графического автокодировщика". Этот алгоритм глубинного обучения свёл все геометрические особенности тел участников к небольшому набору чисел, которые уже можно было сравнивать между собой.
Затем Бэк и Сон визуализировали полученные данные, чтобы понять, какие части тела описывает алгоритм, и сравнили их с собранными социально-экономическими данными. Такой более точный научный подход позволил изучить влияние особенностей внешности на социальный статус участников.
Результаты исследования показали, что "осиная талия" никак не помогает в женской карьере, а вот лишний вес, напротив, лишает женщин части дохода. У мужских фигур обнаружилась другая закономерность: чем выше был мужчина, тем больше он зарабатывал.
Учёные сделали ещё одно важное открытие в ходе исследования: выяснилось, что самостоятельным измерениям участников доверять нельзя.
Ранее исследователи считали, что погрешность самостоятельных измерений участниками параметров своего тела ничтожно мала и никак не отражается на результатах исследований. Подсчёты Сона, напомним, специалиста по неточностям экономических моделей, напротив, говорят о грубейшем искажении результатов исследования, вызванных тем, что участники приукрашивают реальность.
При этом "врут" добровольцы как о своём росте, так и о весе. Полные и стройные, высокие и низкие: в зависимости от "отклонения от идеала" многие добавляют либо убавляют количество сантиметров и килограммов, которые они указывают в анкете.
Теперь авторы исследования надеются, что о полученных ими результатах узнает как можно больше специалистов. Ведь ранее они полагались в своей работе на информацию, которую им предоставляли участники исследований. Теперь же результаты многих этих работ на поверку могут оказаться некорректными.
Бэк и Сон также считают, что о существовании "награды за красоту" необходимо говорить как можно больше и чаще. Эта ошибка восприятия людей несправедливо обделяет успехом в обществе тех, кто всего лишь "не вышел ростом" или в силу обстоятельств ведёт не самый здоровый образ жизни.
Впрочем, трудно сказать, насколько успешными будут попытки искоренить стремление людей к красоте. Ведь это, скорее всего, бессознательный процесс. Но всем руководителям, принимающим решения о повышении сотрудников, всё же стоит помнить о том, что он может выбирать какого-то кандидата не из-за его выдающихся рабочих качеств, а "за красивые глаза" и статную фигуру.
Исследование было опубликовано 30 июля 2021 года в научном журнале PLOS ONE.
Напомним, ранее мы писали о том, что помимо внешности важную роль в привлекательности человека играют его голос и запах. Также мы сообщали, почему непривлекательные люди всё же могут зарабатывать больше "красавчиков". Рассказывали мы и о том, как учёные искали корни человеческой привлекательности в предпочтениях близнецов.
Ольга Мурая