Чтобы как-то выделиться на фоне множества, по сути, почти одинаковых гостиниц, отельеры придумывают необычные концепции, предлагают гостям экзотические услуги, создают уникальные условия проживания. «Дом» решил выяснить, как далеко готовы зайти владельцы отелей в стремлении привлечь побольше клиентов.
На развитых гостиничных рынках представлено немало разнообразных гостиниц, в том числе самых диковинных — так называемых тематических, концепция которых основана на какой-то определенной идее и полностью ей подчинена. Управляющий партнер Top Hotel Experts Наталья Розенблюм приводит в пример гостиничные проекты для любителей кино: «В Париже есть отель для поклонников голливудских фильмов: каждый отель оформлен в стиле разных известных фильмов».
В США в Южной Дакоте находится отель-копия дома хоббита из «Властелина колец», рассказывает директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Александр Шибаев. В отеле, помимо антуража, постояльцам выдают соответствующий реквизит: костюмы персонажей.
«В штате Колорадо также есть гостиница-копия домика Индианы Джонса из фильма "Индиана Джонс и последний крестовый поход". Тематические номера для поклонников серии книг и фильмов о Гарри Поттере существуют в лондонском отеле Georgian House: комнаты называются Wizard Chambers и оформлены в интерьерах школы Хогвартс. Также всем постояльцам предлагается специальный тур, включающий в себя посещение киностудии, где снимался фильм, и различных мест, описанных в книгах данной серии. В Индии недавно запустили тур в отелях, где снимали фильм "Отель Мэриголд": это настоящее приключение — практически полное погружение в атмосферу кино. В немецком Хиллесхайме работает Krimihotel для поклонников жанра детектива: комнаты в нем оформлены так, будто они принадлежат героям известных романов Агаты Кристи или Артура Конан Дойля», — говорит Шибаев.
К тематическим отелям, по словам управляющего директора Property Management NAI Becar в Санкт-Петербурге Натальи Скаландис, можно отнести самые разные форматы: «Мини-отели для молодоженов, гостиницы для пожилых людей, молодежные хостелы и даже экопоселения».
Александр Шибаев отмечает, что такие отели можно условно поделить на несколько больших категорий: исторические, национальные, хобби-отели и экоотели.
По словам эксперта, к историческим гостиницам относятся замки, дворцы, старинные особняки. Например, в Эстонии есть бутик-отель, расположенный на мызе Кыуэ, которая впервые упоминалась в летописях еще в 1241 году. Девятнадцать гостиничных номеров оформлены с использованием предметов роскоши и антиквариата, в номерах нет телевизоров, туристам предлагаются исторические экскурсии, а также традиционные блюда по старинным рецептам.
К традиционным отелям можно отнести все оформленные в национальном стиле страны. Самый простой пример — бунгало в странах Юго-Восточной Азии или Африки, на севере — иглу или юрты, говорит Шибаев. Также к этой категории можно причислить гостиницы для паломников. К примеру, в Европе, на тропе Сантьяго — длинном, пересекающем несколько стран паломническом маршруте — работают десятки специальных аскетичных гостиниц с минимальным набором услуг.
В качестве примера хобби-отеля Александр Шибаев называет недавно открывшийся в Токио хостел Book&Bed, в номерах которого спальные места расположены буквально между книжных полок, а весь хостел оформлен как одна большая библиотека.
Экоотели представляют собой гостиничные комплексы в самых экологических местах, где можно заняться специфическими эко- и агротуризмом. Такие гостиницы уже начали появляться и в России: например, на ферме «Коновалово» в Подмосковье можно пожить в деревянном доме, порыбачить в местном озере, отдохнуть в русской бане, поесть исконно русские блюда, рассказывает Шибаев.
Другие примеры тематических отелей в нашей стране приводит Наталья Розенблюм: в Пушкиногорье работает литературный отель «Арина Р», а в Подмосковье действует парк-музей «Этномир», где у гостей есть возможность совершить этнографическое погружение и пожить в тематических домах и номерах.
Довольно популярны в мире и так называемые романтические отели — специально созданные для влюбленных, молодоженов или семейных пар. И больше всего подобных гостиниц находится в Японии: по всей стране функционируют love-hotels, где действует строжайшая система доступа в номер — вход разрешен только для пар. Недавно в Москве тоже появилась похожая сеть — «Подушкин».
Существуют и отдельные программы, разработанные для влюбленных, которые действуют практически в любом крупном отеле. Немалой популярностью пользуются круизы для влюбленных, а также для одиноких, но желающих с кем-то познакомиться. В России даже есть железнодорожный номер для молодоженов — в поезде «Красная стрела», следующем по маршруту Москва — Петербург, оборудовано VIP-купе с двуспальной кроватью.
В последнее время некоторые гостиницы начали предлагать своим гостям и более «богатые» программы, подчас весьма экстравагантные. Например, в передовой по необычным развлечениям Японии в сети отелей Mitsui Garden Yotsuya работала «Комната плача» для женщин — для избавления от стресса. В этой комнате создавались необходимые для страданий условия — множество сентиментальных фильмов на выбор, очень грустные книги, японские комиксы манга, а также, конечно, салфетки для утирания слез.
А в шведском Гетеборге гостиница Faktum буквально делала деньги из воздуха: предлагала переночевать на улице (в парке, под мостом, у реки…). Услуга называлась «размещение класса бомж». Таким образом гостиница пыталась привлечь внимание общественности к проблеме бездомных людей.
В некоторых гостиницах в Африке гости могут гулять и даже обниматься с настоящими львами — под контролем гида, конечно. Это «домашние» львы, которые живут с людьми с самого раннего детства.
В некоторых отелях предлагаются «услуги по разводу». Например, в Голландии разводящиеся пары могут заехать на выходные в гостиницу, воспользоваться там услугами юриста, психолога и других профильных специалистов. Согласно задумке организаторов, в понедельник разведенные и счастливые люди разъезжаются каждый в свой новый дом.
Вообще, разные тематические услуги или специальные программы можно использовать в самых обыкновенных отелях, апартаментах, хостелах. «Потенциально такие услуги как бы предугадывают желания постояльца и могут увеличить уровень лояльности к бренду или объекту», — резюмирует Александр Шибаев.
Мария Перевощикова